СВОЙСТВА И НАЗНАЧЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ КЛЕЕВЫХ ПРЕПРЕГОВ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2016-0-8-7-7
УДК 678.8
К. Е. Куцевич, Л. А. Дементьева, Н. Ф. Лукина
СВОЙСТВА И НАЗНАЧЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ КЛЕЕВЫХ ПРЕПРЕГОВ

Приведены свойства композиционных материалов клеевых (КМК) на основе широкого ассортимента клеевых препрегов на стекло- и угленаполнителях. Приведены сведения о преимуществах и особенностях технологического процесса изготовления элементов ПКМ из клеевых препрегов. Указано назначение КМК – для изготовления деталей из ПКМ, в том числе сотовой конструкции одинарной и двойной кривизны, предназначенных для эксплуатации при температурах 80–175°С.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 13.2. «Конструкционные ПКМ» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1].

Ключевые слова: композиционные материалы, клеевые препреги, клеевое связующее, угле- и стеклонаполнители, прочностные характеристики, сотовая конструкция, composite materials, adhesive prepregs, adhesive matrix, carbon and glass fillers, strength characteristics, the honeycomb structure.

Совершенствование аэродинамических характеристик планера летательных аппаратов с одновременным обеспечением весовой эффективности во многом решается путем применения в конструкциях авиационной техники полимерных композиционных материалов (ПКМ) [1]. Благодаря своим уникальным свойствам они нашли широкое применение в силовых конструкциях авиакосмической и других видов техники, в конструкции планера, объем их применения в настоящее время достиг 50%, что позволило снизить массу на 20–25% [2].

В последнее время интенсивно развиваются работы по созданию нового класса конструкционных материалов на основе долгоживущих клеевых препрегов (материалы КМК), в которых в качестве связующего расплавного типа для пропитки стекло- и угленаполнителей широко используются модифицированные высокопрочные пленочные клеевые композиции с регулируемыми характеристиками (вязкоупругими, прочностными, деформационными и т. д.) [3].

Отличительной особенностью клеевых препрегов является возможность изготовления за одну технологическую операцию высоконагруженных сотовых (слоистых) конструкций из неметаллических материалов одинарной и сложной кривизны [4].

Технология имеет существенные преимущества перед традиционными технологиями формования деталей такого типа. Основное преимущество разработанной технологии – достижение герметичности и весовой эффективности деталей и агрегатов из ПКМ и, как следствие, повышение живучести и ресурса работы клееных конструкций, что отвечает стратегическим направлениям развития авиационных материалов и технологий [5, 6]. В результате применения клеевых препрегов также достигается значительное повышение трещиностойкости конструкций, уменьшение количества выбросов вредных веществ в атмосферу благодаря использованию безрастворной технологии изготовления клеевых препрегов и изделий из них. В процессе изготовления деталей обеспечивается существенное сокращение количества технологических операций и за счет этого – снижение трудоемкости работ [7, 8].

Композиционные материалы на основе клеевых препрегов марок КМКС (на основе стеклонаполнителей) и КМКУ (на основе угленаполнителей) обладают широким спектром свойств в зависимости от физико-механических характеристик клеевых связующих и наполнителей, используемых в их составе [9].

Среди номенклатуры клеевых препрегов марок КМКС особо следует отметить препреги марок КМКС-2м.120 и КМКС-4.175 (табл. 1) на стеклонаполнителях марок Т-10 и Т-15, с использованием которых ведущими КБ (филиал ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», АО «РСК «МиГ») разработаны новые конструкции радиопрозрачных обтекателей [10, 11].

 

Таблица 1

Основные свойства стеклопластиков  на основе клеевых препрегов марок КМКС-2м.120

Свойства

Значения свойств для клеевого препрега марки КМКС

2м.120.Т10

2м.120.Т15

2м.120.Т60

2м.120.Т64

Рабочие температуры, °С

-60÷+120

-60÷+120

-60÷+120

-60÷+120

Плотность стеклопластика, г/см3

1,8–1,9

1,5–1,6

1,7–1,8

1,74–1,84

Предел прочности при растяжении, МПа:

– по основе

– по утку

 

570

245

 

385

240

 

1500

75

 

750

410

Модуль упругости при растяжении, ГПа:

– по основе

– по утку

 

27,5

17,5

 

19,0

17,0

 

42,0

11,5

 

31,0

22,0

Предел прочности при сжатии, МПа

– по основе

– по утку

 

555

380

 

560

390

 

900

210

 

720

440

Предел прочности при статическом

изгибе, МПа:

– по основе

– по утку

 

 

760

480

 

 

440

380

 

 

1400

130

 

 

940

565

Ударная вязкость, кДж/м2

240

160

210

230

Предел прочности при межслойном

сдвиге, МПа

69

55

80

77

Диэлектрическая проницаемость

при 106 Гц

4,76

4,19

4,46

4,82

Тангенс угла диэлектрических потерь

при 106 Гц

0,015

0,017

0,024

0,027

Благодаря применению в составе клеевых препрегов стеклоткани марки Т-64 (ВМП) на основе высокомодульных волокон и кварцевой ткани марки ТС-8/3-К-ТО взамен тканей Т-10 и Т-15, а также теплостойкого до 175°С клеевого связующего разработаны композиционные материалы с повышенным уровнем диэлектрических и теплофизических свойств (табл. 2), что позволило применить их в конструкции обтекателей новых изделий авиационной техники [12].

 

Таблица 2

Основные свойства стеклопластиков радиотехнического назначения

на основе клеевых препрегов марок КМКС-4.175

Свойства

Значения свойств для клеевого препрега марки КМКС

4.175.Т10

4.175.Т15

4м.175.Т64

4к.175.ТС8/3

Плотность стеклопластика, г/см3

1,8–1,9

1,5

1,65

1,62

Предел прочности при растяжении, МПа:

– по основе

– по утку

 

605

315

 

450

230

 

730

410

 

720

425

Модуль упругости при растяжении по основе, ГПа

29

21,8

30

28

Предел прочности при сжатии, МПа:

– по основе

– по утку

 

630

390

 

560

390

 

720

450

 

600

275

Предел прочности при статическом

изгибе, МПа:

– по основе

– по утку

 

 

760

470

 

 

435

375

 

 

950

600

 

 

840

590

Ударная вязкость, кДж/м2

210

170

270

233

Предел прочности при межслойном

сдвиге, МПа

75

50

80

75

Диэлектрическая проницаемость

при 106 Гц

4,2

3,7

4,82

3,6

Тангенс угла диэлектрических потерь

при 106 Гц

0,015

0,014

0,027

0,008–0,013

 

Стеклопластики на основе стеклоткани Т-10 обладают высокими физико-механическими характеристиками, однако наполнитель часто характеризуется наличием поверхностных дефектов (складок, гофров), которые образуются при изготовлении препрегов на современном оборудовании. Дефекты на поверхности вызывают разброс значений по содержанию связующего в препреге и соответственно – значительный разброс величины физико-механических характеристик отформованных деталей и агрегатов из ПКМ (в том числе разброс значений радиотехнических характеристик обтекателя сотовой конструкции) [13]. Во ФГУП «ВИАМ» разработан композиционный материал на основе клеевого связующего с теплостойкостью 120°С и стеклоткани марки Ст-62005 фирмы «ХК Композит» специальной текстильной формы (аналог ткани Т-10), обеспечивающий сохранение прочности при растяжении (σв) при температуре 120°С на уровне 90% от исходной прочности (вместо 70% – для материала КМКС-2м.120.Т10 на основе стеклоткани Т-10-14) [14]. Прочностные характеристики разработанного материала представлены в табл. 3.

  

Таблица 3

Прочностные характеристики* композиционных материалов клеевых

Свойства

Значения свойств для материала марки

КМКС-2м.120.Ст-62005 (разработанный)

КМКС-2м.120.Т10 (аналог)

Предел прочности, МПа:

  – при растяжении, МПа

 

– при сжатии

 

– при межслойном сдвиге

 

– при изгибе

 

590–670

636

535–660

600

74–82

78

855–895

873

 

545–645

570

535–600

555

63,5–73,5

69,0

740–765

760

Модуль упругости при изгибе, ГПа

27–29

28

24,0–25,0

24,5

Прочность при отрыве обшивки

от сот, МПа

4,8–5,5

4,9

4,5–5,5

4,8

* В числителе – минимальные и максимальные значения, в знаменателе – средние.

 

Видно, что стеклопластик на основе отечественной стеклоткани Ст-62005 превосходит по своим прочностным характеристикам стеклопластик на основе стеклоткани Т-10-14. При этом стеклоткань марки Ст-62005 обладает хорошей драпируемостью и не образует поверхностных дефектов (складок, гофров) при изготовлении препрега.

Среди композиционных материалов на основе угленаполнителей, рекомендованных для длительной работы при температуре 150°С, наиболее высоким уровнем свойств по этому показателю обладает углепластик из клеевого препрега КМКУ-3м.150.УОЛ(У) на основе отечественной углеродной однонаправленной ленты УОЛ-300Р улучшенной текстильной формы и клеевого препрега марки КМКУ-3м.150.Р14535, изготовленного из однонаправленной ленты фирмы Porcher арт. 14535, Франция (табл. 4). Следует отметить, что эти материалы рекомендованы к применению в конструкции истребителя пятого поколения Т-50 и обеспечивают создание агрегатов, сочетающих сотовые и монолитные элементы [15, 16].

 

Таблица 4

Сравнительные показатели* свойств материалов

Свойства

Значения свойств для материала марки

КМКУ-3м.150.УОЛ(У)

КМКУ-3м.150.Р14535

Предел прочности при растяжении, МПа:

– по основе

 

– по утку

 

1430–1780

1600

26–46

36

 

1600–1840

1700

40–70

52

Модуль упругости при растяжении, ГПа:

– по основе

 

– по утку

 

123–133

128

9,2–11,0

9,8

 

120–123

121

8–10

9,2

Предел прочности при сжатии, МПа:

– по основе

 

– по утку

 

965–1410

1115

195–275

230

 

1050–1240

1130

274–315

301

Предел прочности при межслойном

сдвиге, МПа

85–100

97

90–97

95

Толщина монослоя, мм

0,14

0,14

* В числителе – минимальные и максимальные значения, в знаменателе – средние.

 

В настоящее время одним из перспективных направлений является разработка энергосберегающих технологий. В связи с этим в институте проведены работы по снижению температуры отверждения клеевых препрегов [17].

Так, разработаны стеклопластики марок ВПС-44К.Т60 и ВПС-45К.ТС8/3-К на основе клеевых препрегов КМКС-1с.80.Т60 и КМКС-1с.80.ТС8/3-К с использованием высокомодульных и кварцевых стеклонаполнителей с температурой отверждения 140±5°С (вместо 175±5°С), которые предназначены для изготовления агрегатов из ПКМ сотовой конструкции за одну технологическую операцию, в том числе радиотехнического назначения (обтекатели), работоспособных при температурах от -60 до +80°С [18]. Прочностные свойства стеклопластиков марок ВПС-44К.Т60 и ВПС-45К.ТС8/3-К приведены в табл. 5.

 

Таблица 5

Прочностные свойства стеклопластиков марок ВПС-44К.Т60 и ВПС-45К.ТС8/3-К

Свойства

Значения свойств для материала марки

ВПС-44К.Т60

ВПС-45К.ТС8/3-К

Предел прочности при растяжении, МПа:

– по основе

– по утку

 

1395

34

 

670

350

Модуль упругости при растяжении, ГПа:

– по основе

– по утку

 

40

6,1

 

23

10

Предел прочности при сжатии, МПа:

– по основе

– по утку

 

805

150

 

580

360

Модуль упругости при сжатии, ГПа

45

22

Предел прочности при статическом изгибе, МПа

1135

1010

Модуль упругости при статическом изгибе, ГПа

36

21

Предел прочности при межслойном сдвиге, МПа

62

60

Диэлектрическая проницаемость при 106 Гц

4,38

3,62

Тангенс угла диэлектрических потерь при 106 Гц

0,016

0,013

 

Разработан также углепластик марки ВКУ-34КУОЛ(У) на основе клеевого препрега КМКУ-5м.150.УОЛ(У) с пониженной температурой отверждения 150–160°С (вместо 180±5°С) и нового углеродного наполнителя улучшенной текстильной формы марки УОЛ-300Р, свойства которого представлены в табл. 6.

 

Таблица 6

Физико-механические характеристики* композиционного материала

марки ВКУ-34КУОЛ(У)

Свойства

Значения свойств для материала марки ВКУ-34КУОЛ(У)

Предел прочности при растяжении, МПа:

– по основе

 

– по утку

 

1580–1900

1700

38–44

42

Модуль упругости при растяжении, ГПа:

– по основе

 

– по утку

 

120–130

125

8,0–8,8

8,4

Предел прочности при сжатии, МПа:

– по основе

 

– по утку

 

950–1050

1020

215–230

220

Предел прочности при статическом изгибе, МПа

1940–2260

2030

Модуль упругости при статическом изгибе, ГПа

125–140

130

Предел прочности при межслойном сдвиге, МПа

83–87

85

Толщина монослоя, мм

0,14

* В числителе – минимальные и максимальные значения, в знаменателе – средние.

Проведены испытания образцов углепластика марки ВКУ-34КУОЛ(У) на основе клеевого препрега марки КМКУ-5м.150.УОЛ(У).45 на прочность при сжатии после длительного воздействия климатических факторов: влагостойкость (при влажности φ=98%), тропикостойкость, термостарение при 150°С в течение 500 и 1000 ч, грибостойкость.

Установлено, что сохранение прочности при сжатии после длительного воздействия различных факторов (φ=98%, тропическая камера, грибостойкость, термостарение) при 20°С составило 87–97%, при 150°С: 68–74%.

Проведены исследования прочности клеевых соединений при сдвиге и равномерном отрыве обшивки от сот с использованием клеевого препрега марки КМКУ-5м.150.УОЛ(У).65 в исходном состоянии и после выдержки в камере тропиков, а также после воздействия влажности (φ=98%) в течение 1 и 3 мес.

Установлено, что после 3 мес выдержки образцов в камере тропиков процент сохранения прочности при сдвиге при температуре испытания 20°С составил 82%, при температуре испытания 150°С: 68%, что свидетельствует о тропикостойкости материала. Сохранение прочности клеевых соединений при сдвиге после воздействия влаги в течение 3 мес при температуре испытания 20°С составило 84%, а при 150°С: 70%, в результате чего можно сделать вывод о влагостойкости материала.

Проведены испытания клеевых соединений на основе клеевого препрега марки КМКУ-5м.150.УОЛ(У).65 на прочность при сдвиге и равномерном отрыве обшивки от сотового заполнителя после их выдержки при температуре 150°С в течение 500 и 1000 ч.

Значения прочности при сдвиге и равномерном отрыве обшивки от сот клеевых соединений после термостарения в течение 1000 ч при 150°С остались на уровне исходных значений. Таким образом, проведя анализ полученных результатов, можно сделать вывод, что клеевые соединения на основе клеевого препрега марки КМКУ-5м.150.УОЛ(У).65 устойчивы к длительному воздействию температуры до 150°С.

Композиционные материалы клеевые марок КМКС и КМКУ нашли широкое применение в конструкции изделий авиационной техники. Однако они относятся к классу полимерных горючих материалов, что делает невозможным их применение в интерьере самолета (в частности, для изготовления панелей пола). В связи с этим одним из ключевых направлений на данный момент является создание новых КМК на основе связующего пониженной горючести с теплостойкостью 80°С и отечественных стекло- и угленаполнителей. Разработка позволит использовать эти материалы для изготовления деталей и агрегатов из ПКМ монолитной и сотовой конструкции и применить их не только в салоне самолета (панели пола), но и для агрегатов наружного контура, что обеспечит снижение пожароопасности изделия [19]. Работы во ФГУП «ВИАМ» в данном направлении уже проводятся.

Композиционные материалы клеевые на основе клеевых препрегов внедрены в конструкцию многих изделий авиакосмической техники ведущих КБ [20, 21]. Они широко применяются в конструкциях изделий авиакосмического комплекса: ПАО «Компания «Сухой» (самолет «Сухой Суперджет 100»), АО «РСК МиГ» (самолеты серии МиГ всех модификаций), в самолетах ОАО «АК им. С.В. Ильюшина», ПАО «Туполев», ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», вертолетах АО «Камов», ракетной технике ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» и других [22].

К деталям и агрегатам, в которых применены композиционные материалы на основе клеевых препрегов, относятся: панели фюзеляжа, створки шасси, обтекатели, отдельные детали механизации крыла и оперения, воздухозаборный канал сотовой конструкции и т. д. [23, 24].

Имеющийся в настоящее время опыт длительной эксплуатации (более 25 лет) клееных конструкций в составе изделий авиационной техники подтверждает высокий уровень свойств ПКМ на основе клеевых препрегов [25].


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. История авиационного материаловедения. ВИАМ – 80 лет: годы и люди / под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: ВИАМ. 2012. 520 с.
3. Батизат В.П., Аниховская Л.И., Дементьева Л.А. Клеи для склеивания конструкций из металлов и композиционных материалов // Авиационная промышленность. 1983. №11. С. 15–17.
4. Петрова А.П., Лукина Н.Ф. Применение адгезионных грунтов и систем модификации поверхности при склеивании // Клеи. Герметики. Технологии. 2013. №9. С. 24–28.
5. Петрова А.П., Лукина Н.Ф. Влияние адгезионных грунтов на ресурсные характеристики клеевых соединений // Клеи. Герметики. Технологии. 2015. №11. С. 20–23.
6. Препрег и изделие, выполненное из него: пат. 2427594 Рос. Федерация; опубл. 23.07.13.
7. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
8. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231–242.
9. Петрова А.П., Донской А.А., Чалых А.Е., Щербина А.А. Клеящие материалы. Герметики: справочник / под ред. А.П. Петровой. СПб.: Профессионал, 2008. С. 589.
10. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Сереженков А.А. Конструкционные и термостойкие клеи // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 328–335.
11. Антюфеева Н.В., Журавлева П.Л., Алексашин В.М., Куцевич К.Е. Влияние степени отверждения связующего на физико-механические свойства углепластика и микроструктуру межфазного слоя углеродное волокно/матрица // Клеи. Герметики. Технологии. 2014. №12. С. 26–30.
12. Петрова А.П., Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Авдонина И.А., Тюменева Т.Ю., Жадова Н.С. Клеи для авиационной техники // РЖХ. 2010. Т. LIV. №1. C. 46–52.
13. Каблов Е.Н., Минаков В.Т., Аниховская Л.И. Клеи и материалы на их основе для ремонта конструкций авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2002. №1. С. 61–65.
14. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Бочарова Л.И., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е., Петрова А.П. Свойства композиционных материалов на основе клеевых препрегов // Клеи. Герметики. Технологии. 2012. №6. С. 19–24.
15. Аниховская Л.И., Минаков В.Т. Клеи и клеевые препреги для перспективных изделий авиакосмической техники // Авиационные материалы. Избранные труды «ВИАМ» 1932–2002: юбилейный науч.-технич. сб. М.: МИСиС–ВИАМ, 2002. С. 315–326.
16. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Тюменева Т.Ю. Свойства клеев и клеящих материалов для изделий авиационной техники // Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №1. С. 14–24.
17. Дементьева Л.А., Лукина Н.Ф., Сереженков А.А., Куцевич К.Е. Основные свойства и назначение ПКМ на основе клеевых препрегов // Конструкции и технология получения изделий из неметаллических материалов: тез. докл. XIX Междунар. науч.-технич. конф. Обнинск: ОНПП «Технология», 2010. С. 11–12.
18. Морозов Б.Б. Применение полимерных композиционных материалов в изделиях разработки ОКБ Сухого // Клеящие материалы авиационного назначения: сб. докл. конф. М.: ВИАМ, 2013. С. 31–36.
19. Хрычев Ю.И., Шкодинова Е.П., Дементьева Л.А. Разработка технологического процесса изготовления радиопрозрачного обтекателя из клеевых препрегов типа КМКС-2м.120 // Клеящие материалы авиационного назначения: сб. докл. конф. М.: ВИАМ, 2013. С. 43–47.
20. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Кириенко Т.А., Чурсова Л.В. Клеевые связующие для деталей из ПКМ сотовой конструкции // Клеи. Герметики. Технологии. 2016 (в печати).
21. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е. Клеевые препреги и слоистые материалы на их основе // Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 19–21.
22. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Бочарова Л.И., Аниховская Л.И., Лукина Н.Ф. Композиционные материалы клеевые на основе стеклянных и углеродных наполнителей // Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №1. С. 24–27.
23. Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Лаборатория «Клеи и клеевые препреги» – достижения и перспективы // Клеящие материалы авиационного назначения: сб. докл. конф. М.: ВИАМ, 2013. С. 1–5.
24. Lukina N.F., Dementeva L.A., Serezhenkov A.A., Kotova E.V., Senatorova O.G., Sidelnikov V.V., Kutsevich K.E. Adhesive prepregs and composite materials on their basis // Russian Journal of General Chemistry. 2011. V. 81. №5. С. 1022–1024.
25. Куцевич К.Е., Дементьева Л.А., Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Влияние полисульфонов различного строения на свойства клеевых материалов // Клеи. Герметики. Технологии. 2014. №4. С. 6–8.
1. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Istoriya aviacionnogo materialovedeniya. VIAM – 80 let: gody i lyudi / pod obshh. red. E.N. Kablova [The history of aviation materials science. VIAM – 80 years: years and people/ gen. ed. by E.N. Kablov]. M.: VIAM. 2012. 520 s.
3. Batizat V.P., Anikhovskaya L.I., Dementeva L.A. Klei dlya skleivaniya konstrukcij iz metallov i kompozicionnykh materialov [Adhesives for structural gluing from metals and composite materials] // Aviacionnaya promyshlennost. 1983. №11. S. 15–17.
4. Petrova A.P., Lukina N.F. Primenenie adgezionnykh gruntov i sistem modifikacii poverkhnosti pri skleivanii [Application of adhesive soils and systems of surface modification when agglutinating] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2013. №9. S. 24–28.
5. Petrova A.P., Lukina N.F. Vliyanie adgezionnykh gruntov na resursnye kharakteristiki kleevykh soedinenij [Impact of adhesive soils on life characteristics of adhesive bindings] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2015. №11. S. 20–23.
6. Prepreg i izdelie, vypolnennoe iz nego: pat. 2427594 Ros. Federaciya [Prepreg and product made from it: pat. 2427594 Russian Federation]; opubl. 23.07.13.
7. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [The strategic directions of development of materials and technologies of their processing for the period to 2030] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
8. Grashhenkov D.V., Chursova L.V. Strategiya razvitiya kompozicionnyh i funkcionalnyh materialov [Strategy of development of composite and functional materials] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 231–242.
9. Petrova A.P., Donskoj A.A., Chalykh A.E., Shherbina A.A. Kleyashhie materialy. Germetiki: spravochnik / pod red. A.P. Petrovoj [Adhesive materials. Sealants: reference book/ ed. by A.P. Petrova]. SPb.: Professional, 2008. S. 589.
10. Lukina N.F., Dementeva L.A., Petrova A.P., Serezhenkov A.A. Konstrukcionnye i termostojkie klei [Constructional and heat-resistant glues] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 328–335.
11. Antyufeeva N.V., Zhuravleva P.L., Aleksashin V.M., Kucevich K.E. Vliyanie stepeni otverzhdeniya svyazuyushhego na fiziko-mekhanicheskie svojstva ugleplastika i mikrostrukturu mezhfaznogo sloya uglerodnoe volokno/matrica [Influence of degree of curing binding on physical and mechanical properties of carbon fiber and microstructure of interphase layer of carbon fiber/matrix] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2014. №12. S. 26–30.
12. Petrova A.P., Lukina N.F., Dementeva L.A., Avdonina I.A., Tyumeneva T.Yu., Zhadova N.S. Klei dlya aviacionnoj tekhniki [Adhesives for aviation engineering] // RZhKH. 2010. T. LIV. №1. C. 46–52.
13. Kablov E.N., Minakov V.T., Anikhovskaya L.I. Klei i materialy na ikh osnove dlya remonta konstrukcij aviacionnoj tekhniki [Adhesives and materials based on them for repair of constructions of aviation engineering] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2002. №1. S. 61–65.
14. Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Bocharova L.I., Lukina N.F., Kucevich K.E., Petrova A.P. Svojstva kompozicionnykh materialov na osnove kleevykh prepregov [Properties of composite materials based on glue prepregs] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2012. №6. S. 19–24.
15. Anikhovskaya L.I., Minakov V.T. Klei i kleevye prepregi dlya perspektivnykh izdelij aviakosmicheskoj tekhniki [Adhesives and glue prepregs for advanced products of aviation engineering] // Aviacionnye materialy. Izbrannye trudy «VIAM» 1932–2002: yubilejnyj nauch.-tekhnich. sb. M.: MISiS–VIAM, 2002. S. 315–326.
16. Lukina N.F., Dementeva L.A., Petrova A.P., Tyumeneva T.Yu. Svojstva kleev i kleyashhikh materialov dlya izdelij aviacionnoj tekhniki [Properties of adhesives and gluing materials for articles of aviation engineering] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2009. №1.
S. 14–24.
17. Dementeva L.A., Lukina N.F., Serezhenkov A.A., Kucevich K.E. Osnovnye svojstva i naznachenie PKM na osnove kleevykh prepregov [Main properties and destination of PCM based on adhesive prepregs] // Konstrukcii i tekhnologiya polucheniya izdelij iz nemetallicheskikh materialov: tez. dokl. KHIKH Mezhdunar. nauch.-tekhnich. konf. Obninsk: ONPP «Tekhnologiya», 2010. S. 11–12.
18. Morozov B.B. Primenenie polimernykh kompozicionnykh materialov v izdeliyakh razrabotki OKB Sukhogo [Application of polymer composite materials in articles produced by experimental design bureau Sukhoi] // Kleyashhie materialy aviacionnogo naznacheniya: sb. dokl. konf. M.: VIAM, 2013. S. 31–36.
19. KHrychev Yu.I., Shkodinova E.P., Dement'eva L.A. Razrabotka tekhnologicheskogo processa izgotovleniya radioprozrachnogo obtekatelya iz kleevykh prepregov tipa KMKS-2m.120 [Technologies development of manufacturing process of radio transparent fairing from glue prepregs of KMKS-2M.120 type] // Kleyashhie materialy aviacionnogo naznacheniya: sb. dokl. konf. M.: VIAM, 2013. S. 43–47.
20. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Kirienko T.A., Chursova L.V. Kleevye svyazuyushhie dlya detalej iz PKM sotovoj konstrukcii [Adhesive bindings for details from PCM of honeycomb] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2016 (v pechati).
21. Dementeva L.A., Serezhenkov A.A., Lukina N.F., Kucevich K.E. Kleevye prepregi i sloistye materialy na ih osnove [Adhesive prepregs and layered materials on their basis] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 19–21.
22. Dementeva L.A., Serezhenkov A.A., Bocharova L.I., Anikhovskaya L.I., Lukina N.F. Kompozicionnye materialy kleevye na osnove steklyannykh i uglerodnykh napolnitelej [Composite glue materials based on glass and carbon fillers] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2009. №1. S. 24–27.
23. Lukina N.F., Chursova L.V. Laboratoriya «Klei i kleevye prepregi» – dostizheniya i perspektivy [Laboratory “Adhesives and glue prepregs” – achievements and perspectives] // Kleyashhie materialy aviacionnogo naznacheniya: sb. dokl. konf. M.: VIAM, 2013. S. 1–5.
24. Lukina N.F., Dementeva L.A., Serezhenkov A.A., Kotova E.V., Senatorova O.G., Sidelnikov V.V., Kutsevich K.E. Adhesive prepregs and composite materials on their basis // Russian Journal of General Chemistry. 2011. V. 81. №5. С. 1022–1024.
25. Kucevich K.E., Dement'eva L.A., Lukina N.F., Chursova L.V. Vliyanie polisul'fonov razlichnogo stroeniya na svojstva kleevykh materialov [Impact of polysulfones of different structure on properties of adhesive materials] // Klei. Germetiki. Tehnologii. 2014. №4. S. 6–8.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.