РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ВЫПЛАВКИ ВЫСОКОПРОЧНОЙ МАРТЕНСИТОСТАРЕЮЩЕЙ СТАЛИ ВКС-180-ИД (01Н18К9М5Т), МИКРОЛЕГИРОВАННОЙ РЗМ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2015-0-2-4-4
УДК 669.14.046.516
А. И. Щербаков, С. А. Крылов, В. А. Калицев, В. А. Игнатов
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ВЫПЛАВКИ ВЫСОКОПРОЧНОЙ МАРТЕНСИТОСТАРЕЮЩЕЙ СТАЛИ ВКС-180-ИД (01Н18К9М5Т), МИКРОЛЕГИРОВАННОЙ РЗМ

Сталь ВКС-180-ИД рекомендуется для производства высоконагруженных силовых деталей шасси, планера, двигателя. Исследованы металлургические особенности выплавки высокопрочной мартенситостареющей стали ВКС-180-ИД в вакуумной индукционной (ВИ) печи с переплавом в вакуумной дуговой (ВД) печи с применением выбранной системы микролегирования на основе РЗМ и введением оксида никеля. Технология позволяет получать стали с низким содержанием газов и примесей (углерод ≤0,005%; кислород ≤0,004%; азот ≤0,003%), что обеспечивает высокий уровень механических свойств как в продольном, так и поперечном направлении (предел прочности, ударная вязкость, пластичность).

Ключевые слова: высокопрочная сталь, мартенситостареющая сталь, выплавка, переплав, микролегирование РЗМ, оксид нике

Введение

В ВИАМ разработан ряд высокопрочных сталей, в том числе мартенситостареющие стали ВКС-170-ИД (σв≥1570 МПа), ВКС-180-ИД и ВКС-180-ИЛ (σв≥1700 МПа), для перспективных изделий авиационной техники, силовых деталей (шасси, планера, двигателя) и изделий других отраслей, работающих в условиях высоких нагрузок.

Особенностью высокопрочных сталей, легированных никелем, кобальтом, молибденом и титаном, является весьма благоприятное сочетание прочностных и пластических свойств, высокое сопротивление хрупкому разрушению. Сталь ВКС-180 по прочности превосходит отечественный аналог – сталь ВКС-170 и не уступает зарубежному аналогу – стали Maraging 250 [1–8].

Высокая прочность в этих сталях достигается благодаря старению малоуглеродистого мартенсита с выделением мелкодисперсных фаз Ni3Ti, Fe2Mo и др. Фаза Ni3Ti является основной упрочняющей фазой, от содержания которой в стали зависит уровень механических свойств.

Эти стали характеризуются высокой плотностью дислокаций, при этом низкое содержание углерода способствует тому, что бо́льшая часть дислокаций остается незакрепленной. Последнее, в свою очередь, определяет возможность протекания релаксационных процессов при низких температурах, приводящих к снятию локальных напряжений. Аналогичный эффект наблюдается при низком содержании азота.

Таким образом, для формирования фазы Ni3Ti в необходимом количестве и для получения высокой плотности незакрепленных дислокаций необходимо, чтобы содержание примесей было минимальным (углерода ≤0,01%, азота ≤0,005%, кислорода ≤0,005%). Дополнительное снижение содержания углерода и азота приводит к уменьшению карбидных и карбонитридных выделений, что снижает возможность охрупчивания стали при охлаждении с температур деформации. При этом высвобождается титан для увеличения количества упрочняющей фазы Ni3Ti. Однако существующая технология выплавки не обеспечивает в стали ВКС-180 столь низкого содержания вредных примесей, особенно углерода, удаление которого из расплава при выплавке и переплаве представляет определенные трудности при наличии в составе стали титана (до 0,5%) и алюминия (до 0,15%), что служит препятствием для избирательного окисления углерода. Таким образом, не обеспечиваются условия для термодинамического взаимодействия углерода с кислородом и, как следствие, получения благоприятного сочетания прочностных и пластических характеристик.

Работа посвящена разработке технологии выплавки высокопрочной мартенситостареющей стали ВКС-180, микролегированной РЗМ, с введением оксида никеля, обеспечивающего снижение в 2–3 раза содержания вредных примесей, в том числе углерода, а также выбору и разработке методики введения РЗМ в расплав при проведении ВИ плавки. Разработанная технология позволила снизить количество вредных примесей и повысить стабильность получения необходимых свойств (σв≥1720 МПа, ψ≥50%, U≥49 Дж/см2).

 

Материалы и методы

При разработке технологии выплавки мартенситостареющей стали ВКС-180-ИД, микролегированной РЗМ, за основу взята технология выплавки стали ВКС-180, доработанная с учетом освоения новой технологической операции – микролегирования расплава РЗМ с введением в расплав оксида никеля.

Разработанный технологический процесс выплавки мартенситостареющей стали ВКС-180, микролегированной РЗМ, состоит из следующих операций:

– выплавки исходного металла мартенситостареющей стали ВКС-180 в вакуумных индукционных печах и отливки электродов в металлические трубы диаметром 90 мм;

– переплава литых исходных электродов в вакуумной дуговой печи VAR L200 в кристаллизаторы диаметром 100 и 130 мм.

Контроль химического состава и содержания газов и примесей в полученных слитках осуществляли после выплавки в вакуумной индукционной печи, вакуумного дугового переплава и получения полуфабрикатов (прутков, сутунок). Химический состав определяли методом атомно-эмиссионной спектроскопии основных элементов на установке ARL-4460 в соответствии с ГОСТ Р ИСО 13898-2–2006 и ГОСТ Р ИСО 13898-4–2007. Содержание газов и примесей контролировали при помощи метода вакуум-плавления на установке Leko TC-436 (газовый анализ) в соответствии с ГОСТ 17745–90 и метода сжигания в вакууме на установке Leko CS-444 (анализ углерода и серы) в соответствии с ГОСТ 12344–2003 и ГОСТ 12345–2001.

Образцы были вырезаны в долевом и поперечном направлениях из сутунок. Чистота материала шлифов оценивалась по следующим видам неметаллических включений: оксиды точечные, оксиды строчечные, карбиды точечные, карбиды строчечные, карбонитриды точечные, карбонитриды строчечные.

Оценку неметаллических включений на шлифах проводили на оптическом микроскопе Leica DM IRM методом сравнения с эталонными шкалами при просмотре всей площади нетравленых шлифов с продольным направлением волокон в соответствии с ГОСТ 1778–70, вариант Ш4 (поле зрения при увеличении ×100, продольное направление).

Уровень механических свойств (предел прочности, пластичность, ударную вязкость) определяли на образцах, вырезанных из прутков и сутунок (в продольном и поперечном направлениях) и прошедших рекомендованный для стали ВКС-180-ИД режим термообработки. Испытания образцов на предел прочности и пластичность проводили на испытательной машине Tiratest 2300/1 при 20°С (по ГОСТ Р 1497), на ударную вязкость – на маятниковом копре ИО 5003-0,3 при 20°С (по ГОСТ 9454–78).

 

Результаты

С целью выбора технологии выплавки с микролегированием РЗМ стали ВКС-180 проведен анализ научной литературы, в ходе которого выявлены основные тенденции по выплавке особонизкоуглеродистых мартенситостареющих сталей и по применению РЗМ в процессе выплавки [9–11].

В настоящее время для выплавки стали ВКС-180 применяют дуплекс-процессы выплавки – в вакуумной индукционной печи с последующим вакуумным дуговым переплавом (ИД) или электронно-лучевым переплавом (ИЛ). Для работы был выбран дуплекс-процесс (ИД), широко применяющийся в промышленности для выплавки сталей.

В процессе вакуумной индукционной плавки в расплав вводили оксид никеля для создания «углеродного кипа». При взаимодействии оксида никеля с имеющимся углеродом выделяющийся согласно термодинамическим расчетам кислород, соединяясь с углеродом, удаляется из расплава в виде оксида углерода вследствие десорбции СО с реакционной поверхности жидкого металла. Дополнительное раскисление расплава в вакууме с введением РЗМ и последующий вакуумно-дуговой переплав (ВДП) обеспечили низкое содержание газов и серы (табл. 1).

 

Таблица 1

Влияние методов выплавки на содержание примесей в стали ВКС-180

Метод

выплавки

Содержание   элементов, % (по массе)

С

О

N

S

ВД*

0,012–0,02

0,008–0,010

0,009–0,012

0,006–0,008

ИД*

0,009–0,01

0,004–0,006

0,003–0,006

0,004–0,005

ИЛ*

0,004–0,008

0,0016–0,0019

0,0016–0,0019

0,002–0,003

ИД с РЗМ

0,0036–0,0054

0,0021–0,0028

0,0017–0,0024

0,0013–0,0032

ИД с РЗМ и оксидом никеля

0,0023–0,0035

0,0023–0,0030

0,0022–0,0036

0,0011–0,0033

*По данным из научно-технической литературы.

 

Снижение содержания углерода и азота подтверждается сравнительными данными серии исследований, проведенных на одних и тех же исходных плавках. Введение в расплав оксида никеля позволило снизить содержание углерода до 0,0023–0,0036%, т. е. в
2–3 раза по сравнению с известными способами выплавки и с плавками без введения оксида никеля.

Благоприятные термодинамические и кинетические условия при проведении вакуумной индукционной плавки и вакуумного дугового переплава заметно облегчают протекание реакций обезуглероживания благодаря смещению равновесия для процессов, в которых участвует газовая фаза. Удаление азота при вакуумных процессах происходит вследствие десорбции молекул азота с поверхности расплава, одновременно наблюдается частичное всплытие нитридов титана, их диссоциация и удаление из расплава. Пониженное давление (до 1·10-2 мм рт. ст.) в зоне плавления, высокая температура процесса (до ~1850°С) и равномерный обогрев расходуемой заготовки в процессе переплава позволяют снизить термодинамическую устойчивость большинства неметаллических фаз, а также создают условия для их диссоциации и восстановления другими элементами с последующим удалением из металла.

При введении РЗМ в сталь в виде лигатур с никелем или в виде чистых металлов преследовали две цели – раскисление расплава и микролегирование стали. Раскисление проводили в процессе плавки после расплавления основных компонентов стали, а микролегирование – после дегазации расплава в конце плавки (перед сливом).

Выбор системы микролегирования обоснован рядом свойств РЗМ. Известно, что РЗМ, c одной стороны, обладая высоким сродством к кислороду, азоту, сере и другим примесям (по сравнению с железом), образуют легкоплавкие соединения с примесями, которые удаляются из расплава в процессе плавки и переплава в вакууме. С другой стороны, они могут образовывать тугоплавкие соединения с примесями, превращая их из строчечных в глобулярные, укрепляя и очищая границы зерен.

Методика введения микродобавок РЗМ основывалась на разделении предварительного воздействия РЗМ в процессах раскисления расплава, образования легкоплавких соединений с кислородом и азотом, а также с углеродом. В качестве таких раскислителей были использованы церий, диспрозий и лантан [12–16].

Микролегирование и модифицирование стали ВКС-180 после введения основных элементов стали (титана) проводили с помощью таких РЗМ, как диспрозий, неодим, празеодим, эрбий и лантан. Следует отметить, что все вводимые РЗМ обладают достаточно низкой упругостью пара (на уровне 1·10-1–1·10-3 мм рт. ст.), поэтому их вводят в вакууме. При 1600°С РЗМ можно вводить в виде чистых металлов, однако для более полного растворения их вводят в виде лигатур с никелем. Это связано с тем, что процесс окисления указанных РЗМ протекает очень быстро и при их введении в расплав может попасть кислород (исключение составляет диспрозий, который окисляется гораздо медленнее остальных). Диспрозий, неодим, празеодим, эрбий и лантан вводили в расплав в количестве от 0,01 до 0,05%. Остаточное содержание РЗМ составляло от 0,00001–0,0001%.

По разработанной технологии в ВИ печи были выплавлены электроды из стали ВКС-180-ИД, микролегированной РЗМ, с введением оксида никеля, и проведен их последующий ВДП в кристаллизатор Ø130 мм.

Особенностью разработанной технологии выплавки являются процессы предварительного раскисления расплава РЗМ, введения технологической добавки – оксида никеля, окончательного раскисления и модифицирования РЗМ, обеспечивающие низкий уровень содержания газов и примесей (углерода 0,0023–0,0035%, азота 0,0022–0,0036%, кислорода 0,0023–0,0030%) и благоприятные условия для формирования основной упрочняющей фазы (Ni3Ti) в необходимом объеме.

Для подтверждения полученной зависимости влияния способа выплавки на содержание углерода проводили сравнительный анализ механических свойств (σв, ψ) после термической обработки. Охрупчивающий режим термообработки – оценка склонности стали к охрупчиванию, которое происходит вследствие выделения карбонитридных фаз (в основном по границам первичного аустенитного зерна) – позволяет достаточно достоверно оценить влияние углерода на характеристики пластичности (поперечного сужения) в мартенситостареющих сталях [17]. При содержании углерода в металле в интервале 0,015–0,02% на образцах, вырезанных поперек волокна, из стали ВКС-210-ИД (0,6–0,9% Ti) пластичность составляет 5–8%, из стали ВКС-180-ИД
(0,3–0,55% Ti): 15–20%. При содержании углерода 0,0023–0,0035% на образцах из стали ВКС-180-ИД охрупчивания не происходит.

Зависимость характеристик пластичности от процентного содержания углерода с оценкой наличия охрупчивающих карбидных сеток показана в табл. 2.

 

Таблица 2

Влияние способа выплавки на пластичность стали ВКС-180

после «охрупчивающего» режима термообработки

Способ

выплавки

Содержание   углерода,

%   (по массе)

ψ,   %

Наличие   охрупчивающих сеток*

ВД

0,015–0,020

7–3

Есть

ВИ+ВДП

0,009–0,012

12–15

Есть

ВИ+ЭЛП

0,0036–0,0086

39–15

Нет,   есть

ВИ+ВДП с оксидом никеля

0,0023–0,0035

48–39

Нет  

*В зависимости от содержания углерода: при С<0,005% (по массе) – нет, при С>0,005% (по массе) – есть.

 

Слитки опытной партии из стали ВКС-180-ИД после ВДП для выравнивания химического состава и улучшения литой структуры подвергали гомогенизирующей изотермической выдержке в термических печах с последующим охлаждением на воздухе.

Исследования механических свойств (σв, ψ, U) проводили на образцах в продольном и поперечном направлениях после термической обработки по стандартным режимам:

– высокотемпературная закалка – для растворения карбонитридных сеток. При переносе заготовки из печи в воду не допускали остывания образцов. По результатам контроля микроструктуры выделений по границам зерен не обнаружено;

– трехкратная закалка с температур ниже высокотемпературной закалки – для получения измельченного зерна (6–7 балл по ГОСТ 5639) и однородной структуры;

– завершающая термообработка – упрочняющее старение с охлаждением на воздухе. После термообработки проводили испытания на кратковременную прочность (растяжение при 20°С) и ударную вязкость [18–20]. Результаты испытаний приведены в табл. 3. При плавках с использованием оксида никеля уровень свойств несколько выше и более равномерный.

Особого внимания заслуживает тот факт, что механические свойства, полученные для образцов, вырезанных в поперечном направлении волокна, соответствуют уровню свойств образцов, вырезанных в продольном направлении, что является существенным показателем качества металла для мартенситостареющих сталей [21–23].

Для оценки влияния выбранной системы микролегирования на структуру опытной партии стали ВКС-180, микролегированной РЗМ, был проведен металлографический анализ.

 

Таблица 3

Механические свойства стали ВКС-180-ИД при 20°С

Способ

выплавки

Направление вырезки образца

σ0,2

σв

δ

ψ

KCU, Дж/см2

МПа

%

ВИ+ВДП с РЗМ

Д

1745–1765

1765–1785

9,4–10

56–57

72,0–73,5

П

1755–1760

1775–1785

9–9,4

55–56

47,6–56,2

ВИ+ВДП с РЗМ и оксидом никеля

Д

1835–1765

1865–1885

10–10,5

61–62

75–78,5

П

1825–1845

1855–1875

9–10

56–59

55,5–63,5

Промышленная

технология

Д

≥1720

≥45

≥49

П

≥1720

≥35

≥34,9

 

После термообработки проведены контроль и оценка структуры образцов, размера зерна и наличия карбидных и карбонитридных сеток – величина зерна варьируется от 1 до 3 балла, карбидные и карбонитридные сетки не обнаружены. Однако при плавках с применением выбранной системы микролегирования с наибольшим суммарным остаточным содержанием РЗМ было получено оптимальное сочетание размера зерна и чистоты по включениям: размер зерна 2–3 балла, границы зерна чистые (рис. 1), неметаллические включения оцениваются не выше 1 балла (оксиды строчечные, оксиды точечные, нитриды строчечные, нитриды точечные) (рис. 2).

Рис. 1. Микроструктура стали ВКС-180-ИД (размер зерна 2–3 балла, границы зерна чистые)

 

Рис. 2. Микроструктура стали ВКС-180-ИД (неметаллические включения не выше 1 балла)

 

Рис. 3. Микроструктура стали ВКС-180 (размер зерна 6–7 балла)

 

По результатам металлографического анализа установлено, что микролегирование опытной партии мартенситостареющей стали ВКС-180 редкоземельными металлами позволило обеспечить мелкозернистую структуру с размером зерна 6–7 балла (рис. 3), а также высокий уровень механических свойств (KCU и ψ).

Учитывая положительное влияние микролегирования РЗМ стали ВКС-180-ИД и введения технологической добавки оксида никеля на снижение содержания углерода, кислорода и азота, целесообразно проверить данную технологию в промышленных условиях.

Обсуждение и заключения

Разработана технология выплавки мартенситостареющей стали ВКС-180-ИД, микролегированной РЗМ, с введением оксида никеля в расплав в процессе ВИ плавки.

Показана возможность значительного снижения содержания углерода – до 0,0023%, азота – до 0,0022%, кислорода – до 0,0023%.

Выбранная система микролегирования и разработанная технология выплавки – дуплекс-процесс ВИ+ВДП, обеспечивают высокий уровень механических свойств в продольном и поперечном направлениях (σв=1745–1905 МПа, ψ=55–62%, U=57,2–78,5Дж/см2) и величину зерна 6–7 балла.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Базылева О.А. Материалы для высокотеплонагруженных деталей газотурбинных двигателей //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 13–19.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
3. Каблов Е.Н. Современные материалы – основа инновационной модернизации России //Металлы Евразии. 2012. №3. С. 10–15.
4. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад //Наука и жизнь. 2010. № 4. С. 2–7.
5. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и будущих высоких технологий //Труды ВИАМ. 2013. №2. Ст. 01 (viam-works.ru).
6. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С., Сидоров В.В. Приоритетные направления развития технологий производства жаропрочных материалов для авиационного двигателестроения //Проблемы черной металлургии и материаловедения. 2013. №3. С. 47–54.
7. Салахова Р.К. Коррозионная стойкость стали 30ХГСА с «трехвалентным» хромовым покрытием в естественных и искусственных средах //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 59–66.
8. Каблов Е.Н., Ломберг Б.С., Оспенникова О.Г. Создание современных жаропрочных материалов и технологий их производства для авиационного двигателестроения //Крылья Родины. 2012. №3–4. С. 34–38.
9. Ломберг Б.С., Покровский А.А., Топилин В.В., Щербаков А.И. Влияние способа переплава на качество мартенситостареющей высокопрочной стали //Сталь. 1973. №8 С. 725.
10. Щербаков А.И., Ломберг Б.С., Оборенкова А.С. Некоторые закономерности кристаллизации при ЭЛП и ВДП //Специальная электрометаллургия. 1978. № 22. С. 22–40.
11. Шалин Р.Е., Щербаков А.И., Ломберг Б.С., Качанов Е.Б. Электронно-лучевой переплав – прогрессивный метод получения высококачественных сталей и жаропрочных сплавов /В сб. Авиационные материалы. М.: ВИАМ. 1978. №3. С. 46–59.
12. Ревякина О.К. Склонность к тепловому охрупчиванию нержавеющих мартенситостареющих сталей //МиТОМ. 1981. №4. С. 36–39.
13. Братухин А.Г., Демченко О.Ф., Долженков Н.Н., Кривоногов Г.С. Высокопрочные коррозионностойкие стали современной авиации. М.: МАИ. 2006. С. 112–121, 130–143.
14. Саввина Н.А., Косарина Е.И., Мирошин К.Г., Степанов А.В. Теоретический расчет и практические способы определения вероятности обнаружения дефектов в авиационных материалах /В сб. Авиационные материалы и технологии. М.: ВИАМ. 2005. №1. С. 16–22.
15. Кривоногов Г.С., Каблов Е.Н. Границы зерен и их роль в охрупчивании высокопрочных коррозионностойких сталей //Металлы. 2002. №1. С. 35–45.
16. Кривоногов Г.С., Каблов Е.Н. Математическая модель структурной диаграммы малоуглеродистых коррозионностойких сталей и ее применение при разработке новых материалов //Металлы. 2001. №5. С. 42–48.
17. Дюбанов В.Г., Ломберг Б.С., Герасимов Т.Н., Большов Л.А., Щербаков А.И. Исследование возможности обезуглероживания стали, раскисленной титаном и алюминием в вакууме /В сб. трудов конф. «Современные проблемы электрометаллургии стали». Челябинск. 1971. С. 53–56.
18. Ерасов В.С., Гриневич А.В., Сеник В.Я., Коновалов В.В., Трунин Ю.П., Нестеренко Г.И. Расчетные значения характеристик прочности авиационных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 14–16.
19. Тонышева О.А., Вознесенская Н.М., Елисеев Э.А., Шалькевич А.Б. Новая высокопрочная экономнолегированная азотсодержащая сталь повышенной надежности //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 84–88.
20. Вылежнев В.П., Коковякина С.А., Симонов Ю.Н., Сухих А.А. Повышение характеристик надежности мартенситостареющей стали 03Н18К9М5Т путем создания структуры типа «нанотриплекс» //МиТОМ. 2010. №11. С. 36–39.
21. Маркова Е.С., Покровская Н.Г., Шалькевич А.Б., Громов В.И. Мартенситостареющие стали ‒ новые перспективные материалы для валов ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 81–84.
22. Покровская Н.Г., Маркова Е.С., Шалькевич А.Б. Высокопрочные конструкционные мартенситостареющие стали в авиастроении //Авиационная промышленность. 2014. №1. С. 24–28.
23. Маркова Е.С., Якушева Н.А., Покровская Н.Г., Шалькевич А.Б. Технологические особенности производства мартенситостареющей стали ВКС-180 //Труды ВИАМ. 2013. №7. Ст. 01 (viam-works.ru).
1. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Bazyleva O.A. Materialy dlja vysokoteplonagruzhennyh detalej gazoturbinnyh dvigatelej [Materials for high-thermal components of gas turbine engines] //Vestnik MGTU im. N.Je. Baumana. Ser. «Mashinostroenie». 2011. №SP2. S. 13–19.
2. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih perera-botki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technologies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
3. Kablov E.N. Sovremennye materialy – osnova innovacionnoj modernizacii Rossii [Modern materials – the basis of innovative modernization of Russia] //Metally Evrazii. 2012. №3. S. 10–15.
4. Kablov E.N. Shestoj tehnologicheskij uklad [Sixth technological way] //Nauka i zhizn'. 2010. № 4. S. 2–7.
5. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Vershkov A.V. Redkie metally i redkozemel'nye jelementy – materialy sovremennyh i budushhih vysokih tehnologij [Rare metals and rare earth elements – materials of current and future high-tech] //Trudy VIAM. 2013. №2. St. 01 (viam-works.ru).
6. Kablov E.N., Ospennikova O.G., Lomberg B.S., Sidorov V.V. Prioritetnye napravlenija razvitija tehnologij proizvodstva zharoprochnyh materialov dlja aviacionnogo dvigatelestroenija [Priority areas for the development of production technology of high-temperature materials for aircraft engine] //Problemy chernoj metallurgii i materialovedenija. 2013. №3. S. 47–54.
7. Salahova R.K. Korrozionnaja stojkost' stali 30HGSA s «trehvalentnym» hromovym pokrytiem v estestvennyh i iskusstvennyh sredah [The corrosion resistance of steel 30KhGSA with «trivalent» chrome plated in natural and artificial environments] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №2. S. 59–66.
8. Kablov E.N., Lomberg B.S., Ospennikova O.G. Sozdanie sovremennyh zharoprochnyh materialov i tehnologij ih proizvodstva dlja aviacionnogo dvigatelestroenija [The creation of modern high-temperature materials and production technologies for aviation engine] //Kryl'ja Rodiny. 2012. №3–4. S. 34–38.
9. Lomberg B.S., Pokrovskij A.A., Topilin V.V., Shherbakov A.I. Vlijanie sposoba pereplava na kachestvo martensitostarejushhej vysokoprochnoj stali [Influence of remelting method on the quality of high-strength steel martensitostareyuschey] //Stal'. 1973. №8 S. 725.
10. Shherbakov A.I., Lomberg B.S., Oborenkova A.S. Nekotorye zakonomernosti kristallizacii pri JeLP i VDP [Some regularities of crystallization at ELP and VDR] //Special'naja jelektrometallurgija. 1978. № 22. S. 22–40.
11. Shalin R.E., Shherbakov A.I., Lomberg B.S., Kachanov E.B. Jelektronno-luchevoj pereplav – progressivnyj metod poluchenija vysokokachestvennyh stalej i zharoprochnyh splavov [Electron beam melting – progressive method of obtaining high-quality steels and superalloys] /V sb. Aviacionnye materialy. M.: VIAM. 1978. №3. S. 46–59.
12. Revjakina O.K. Sklonnost' k teplovomu ohrupchivaniju nerzhavejushhih martensitostarejushhih stalej [Propensity to thermal embrittlement of stainless steels martensitostareyuschih] //MiTOM. 1981. №4. S. 36–39.
13. Bratuhin A.G., Demchenko O.F., Dolzhenkov N.N., Krivonogov G.S. Vysokoprochnye korrozionnostojkie stali sovremennoj aviacii [High-strength corrosion-resistant steel of modern aviation]. M.: MAI. 2006. S. 112–121, 130–143.
14. Savvina N.A., Kosarina E.I., Miroshin K.G., Stepanov A.V. Teoreticheskij raschet i prakticheskie sposoby opredelenija verojatnosti obnaruzhenija defektov v aviacionnyh materialah [Theoretical calculations and practical ways to determine the probability of detection of defects in aircraft materials] /V sb. Aviacionnye materialy i tehnologii. M.: VIAM. 2005. №1. S. 16–22.
15. Krivonogov G.S., Kablov E.N. Granicy zeren i ih rol' v ohrupchivanii vysokoprochnyh korrozionnostojkih stalej [Grain boundaries and their role in the embrittlement of high strength corrosion resistant steels] //Metally. 2002. №1. S. 35–45.
16. Krivonogov G.S., Kablov E.N. Matematicheskaja model' strukturnoj diagrammy malouglerodistyh korrozionnostojkih stalej i ee primenenie pri razrabotke novyh materialov [A mathematical model of the structural diagram of low carbon stainless steels and its application in the development of new materials] //Metally. 2001. №5. S. 42–48.
17. Djubanov V.G., Lomberg B.S., Gerasimov T.N., Bol'shov L.A., Shherbakov A.I. Issledovanie vozmozhnosti obezuglerozhivanija stali, raskislennoj titanom i aljuminiem v vakuume [Study of possible decarburization steel deoxidized with titanium and aluminum in vacuo] /V sb. trudov konf. «Sovremennye problemy jelektrometallurgii stali». Cheljabinsk. 1971. S. 53–56.
18. Erasov V.S., Grinevich A.V., Senik V.Ja., Konovalov V.V., Trunin Ju.P., Nesterenko G.I. Raschetnye znachenija harakteristik prochnosti aviacionnyh materialov [The calculated values of the strength characteristics of aircraft materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №2. S. 14–16.
19. Tonysheva O.A., Voznesenskaja N.M., Eliseev Je.A., Shal'kevich A.B. Novaja vysokoprochnaja jekonomnolegirovannaja azotsoderzhashhaja stal' povyshennoj nadezhnosti [New high sparingly nitrogen-containing steel of high reliability] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 84–88.
20. Vylezhnev V.P., Kokovjakina S.A., Simonov Ju.N., Suhih A.A. Povyshenie harakteristik nadezhnosti martensitostarejushhej stali 03N18K9M5T putem sozdanija struktury tipa «nanotripleks» [Improving the reliability characteristics martensitostareyuschey steel 03N18K9M5T by creating structures such as «nanotripleks»] //MiTOM. 2010. №11. S. 36–39.
21. Markova E.S., Pokrovskaja N.G., Shal'kevich A.B., Gromov V.I. Martensitostarejushhie stali ‒ novye perspektivnye materialy dlja valov GTD [Martensitostareyuschie steel – new promising materials for turbine engine shafts] //Aviacionnye materialy i teh-nologii. 2012. №S. S. 81–84.
22. Pokrovskaja N.G., Markova E.S., Shal'kevich A.B. Vysokoprochnye konstrukcionnye martensitostarejushhie stali v aviastroenii [High-strength structural steel in aircraft martensitostareyuschie] //Aviacionnaja promyshlennost'. 2014. №1. S. 24–28.
23. Markova E.S., Jakusheva N.A., Pokrovskaja N.G., Shal'kevich A.B. Tehnologicheskie osobennosti proizvodstva martensitostarejushhej stali VKS-180 [Technological features of steel production martensitostareyuschey VKS-180] //Trudy VIAM. 2013. №7. St. 01 (viam-works.ru).

Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.