КЛЕЕВЫЕ ПРЕПРЕГИ ДЛЯ СЛОИСТЫХ АЛЮМОСТЕКЛОПЛАСТИКОВ КЛАССА СИАЛ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2014-0-1-5-5
УДК 678.067.5
Н. Ф. Лукина, Л. А. Дементьева, Л. И. Аниховская
КЛЕЕВЫЕ ПРЕПРЕГИ ДЛЯ СЛОИСТЫХ АЛЮМОСТЕКЛОПЛАСТИКОВ КЛАССА СИАЛ

Приведены этапы работ, направленные на повышение живучести и ресурса авиационной техники. Указаны отличительные особенности клеевых препрегов и приведены результаты их применения. Исследован новый класс алюмополимерных слоистых материалов марок СИАЛ – гибридного материала на базе тонких алюминиевых листов из конструкционных сплавов и стеклопластика на основе клеевых препрегов из клеевых связующих расплавного типа и стеклонаполнителей с различной структурой армирования.

Ключевые слова: слоистые пластики, клеевые препреги, тонкие листы конструкционных алюминиевых сплавов.

Гибридные материалы класса СИАЛ на базе тонких алюминиевых листов из конструкционных сплавов и стеклопластика из препрегов на основе клеевых связующих расплавного типа и стеклонаполнителей с различной структурой армирования являются слоистыми материалами нового поколения, которые предназначены для обеспечения живучести и ресурса самолетных конструкций благодаря чрезвычайно высокому сопротивлению усталостному разрушению, что отвечает стратегическим направлениям развития авиационных материалов и технологий [1, 2].

Начало работ по повышению живучести элементов планера авиатехники было положено в 1973 году после крушения самолета Ан-10А под Харьковом в мае 1972 года. В ходе работ комиссией по расследованию причин катастрофы было установлено, что во время снижения самолета на высоте 1700 м началось «разрушение центроплана крыла в воздухе из-за разрыва нижней панели центроплана, вызванного усталостными трещинами стрингеров и обшивки». В работе комиссии от Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ) принимал участие Иосиф Наумович Фридляндер – выдающийся ученый-материаловед, академик РАН. Именно им было доказано, что причиной разрушения элементов планера явились усталостные нагрузки, а не взрыв – как предполагали вначале. И.Н. Фридляндер рассказывал: «Профили – стрингеры – напоминали обломанные ребра скелета какого-нибудь динозавра. Изломы замазаны и почернели. Отчистив их, увидели трещины – частичное разрушение стрингера от усталости. Позднее нашли такие же на всех остальных стрингерах». Три года спустя требования по живучести были внесены в основные отечественные нормативные документы, регламентирующие создание авиатехники.

Тогда впервые при ремонте всего парка самолетов ОКБ Антонова были применены клеевые накладки, которые использовались в местах концентрации напряжений, что значительно увеличило стойкость конструкций к усталостным нагрузкам. В процессе проведения исследований определяли скорость роста трещины усталости на образцах, представляющих собой пластину из алюминиевого сплава с клеевыми накладками с центральными надрезами длиной 8–10 мм, которые имитировали поверхностные дефекты в обшивке. Было установлено, что длительность стадии роста трещины составила: 500 тыс. циклов нагружения при сквозном надрезе образца, 100 тыс. циклов при надрезе одного слоя усиливающей клеевой накладки около отверстия и более 600 тыс. циклов при надрезе одного слоя накладки в регулярной зоне листа (без отверстия). Таким образом, было подтверждено, что даже при сквозном надрезе образца с усиливающими клеевыми накладками достигается значительное замедление роста трещины. Также было установлено, что при толщине усиливающей клеевой накладки, равной       2 мм, скорость роста трещины усталости (СРТУ) снижается в 5–6 раз по сравнению с СРТУ для монолитного листа. В образце из алюминиевого листа с поверхностным повреждением одной из приклеенных накладок трещина в образце не развивалась. В случае повреждения усиливающей клеевой накладки в зоне заклепочного отверстия усталостная трещина не зарождается ни в обшивке, ни в накладке, даже при напряжении σmax=160 МПа (R=0,1). Испытания проводились до 100000 циклов нагружения.

Работы по повышению конструкционной прочности металлических материалов были продолжены в направлении создания клееных слоистых материалов (КСМ), которые представляли собой материал, состоящий из чередующихся листов металла и слоев высокопрочного пленочного клея. Важнейшие преимущества КСМ – сопротивление усталостным нагрузкам и трещиностойкость. В процессе эксплуатации разнородные материалы, составляющие КСМ, работают одновременно, что позволяет при определенной структуре КСМ обеспечить высокую прочность наряду с малой чувствительностью к концентрации напряжений и высоким сопротивлением усталостным нагрузкам. Наиболее типичным видом соединения в таких конструкциях являются клееные слоистые материалы в качестве обшивочного материала. Второй вид соединений – склеивание продольных панелей обшивок встык с двумя накладками в пределах одной панели. Третий вид клеевых соединений – соединение элементов жесткости (стрингеров, шпангоутов) с обшивкой. Такие КСМ обеспечивают: жесткость и прочность агрегата, равномерное распределение напряжений между соединяемыми элементами, уменьшение скорости распространения усталостной трещины и, как следствие, увеличение на 50% срока службы самолетных конструкций. Одновременно достигается снижение массы конструкции на 10–20% и трудоемкости ее изготовления – в 1,5–2 раза. КСМ были использованы в конструкциях планера широкофюзеляжных самолетов Ил-86, Ил-96,
Ан-124 и других приоритетных изделий [3].

Особое значение высокопрочные пленочные клеи конструкционного назначения, используемые в составе слоистых материалов, приобрели в связи с поставленными задачами по созданию полимерных композиционных материалов (ПКМ) с принципиально новыми свойствами [4–6]. В этом случае составы высокопрочных клеев были использованы в качестве полимерной основы клеевых связующих расплавного типа с регулируемыми характеристиками (вязкоупругими, прочностными, деформационными и температурными), с применением которых впервые в отечественной практике разработаны долгоживущие клеевые препреги и на их основе – композиционные материалы клеевые (угле-, стеклопластики, сотовые и слоистые конструкции). При изготовлении клеевых препрегов в их составе используются различные наполнители отечественного и зарубежного производства: углеродные ленты, жгуты (клеевые препреги марок КМКУ) и стеклонаполнители, в том числе на основе высокомодульных волокон (клеевые препреги марок КМКС), что позволяет в широких пределах варьировать свойства композиционных материалов на их основе.

Клееные конструкции из клеевых препрегов в зависимости от назначения, конструктивно-технологических особенностей и требуемых свойств изготовляют методами автоклавного или прямого прессования [7, 8].

Разработка составов и технологий изготовления композиционных материалов на основе клеевых препрегов была начата в 90-х годах прошлого века. Первым этапом работ в этом направлении явилась разработка композиционных материалов на основе клеевых препрегов с рабочими температурами 80 (марки КМКС-1.80 и КМКУ-1.80) и 120°С (марка КМКС-2.120) [3]. Позднее были разработаны клеевые препреги марок: КМКС-2м.120 и КМКУ-2м.120 с рабочей температурой 120°С; КМКУ-3.150 с рабочей температурой 150°С; КМКС-4.175, КМКУ-4м.175, КМКУ-4к.175 с рабочей температурой 175°С [9–14].

В табл. 1 представлены свойства некоторых композиционных материалов на основе клеевых связующих и стекло- и угленаполнителей.

 

Таблица 1

Свойства некоторых композиционных материалов на основе клеевых связующих и стекло-, углепластиков

Показатели

Значения   показателей по маркам клеевого препрега в зависимости от   свойств наполнителя

КМКС-2м.120

КМКС-4м(к).175

КМКУ-2м.120

КМКУ-3.150

Рабочая   температура, °С

-60÷+120

-60÷+175

-60÷+120

-60÷+150

Плотность, г/см3

1,5–1,9

1,62–1,65

1,4–1,51

1,4–1,5

Предел   прочности при
  растяжении, МПа:

по основе

по утку

 

 

385–1500

245

 

 

720–730

410–425

 

 

880–1950

44–800

 

 

900–1700

42–46

Модуль   упругости при растяжении, ГПа:

по основе

по утку

 

 

19–42

11,5–22

 

 

28–30

 

 

67–125

8–9

 

 

120–125

Предел   прочности при сжатии, МПа:

по основе

по утку

 

 

555–900

210–440

 

 

600–720

275–450

 

 

880–990

115–700

 

 

1020–1025

150–155

Предел   прочности при статическом изгибе по основе, МПа

440–1400

840–950

1200–2050

1545–2030

Ударная   вязкость
  ак, кДж/м2

160–240

233–270

70

Предел    прочности  при межслоевом   сдвиге, МПа

55–80

75–80

75–78

82–85

Диэлектрическая   проницаемость ε (при 106 Гц)

3,92–4,22

3,7–4,2

Тангенс угла диэлектри-

ческих потерь tgδ (при
  106 Гц)

0,013–0,017

0,014–0,015

 

В настоящее время композиционные материалы клеевые являются одними из наиболее востребованных полимерных материалов. Они применяются практически во всех современных изделиях авиационной и ракетно-космической техники, внедрены в конструкцию истребителя пятого поколения, самолета Super Jet-100 для изготовления деталей и агрегатов из ПКМ. Планируется их использование в изделии МС-21.

Достигнутый результат применения клеевых препрегов при изготовлении деталей и агрегатов из ПКМ – снижение: цикла изготовления конструкций в 2–3 раза, трудоемкости изготовления сотовых конструкций на 40–50% по сравнению с обычными клееными панелями (за счет сокращения технологических операций в 3 раза), количества оснастки в 1,5–2 раза, массы конструкции (особенно с сотовым заполнителем) на 30–50%, количества выбросов вредных веществ в атмосферу в 10–15 раз благодаря использованию безрастворной технологии изготовления клеевых препрегов и изделий из них. Композиционные материалы на основе клеевых препрегов позволяют повысить герметичность конструкций в 10 раз, трещиностойкость – на 40–50%, прочность при межслоевом сдвиге – на 20–35%.

Клеевые препреги марок КМКС применены при разработке слоистых материалов нового поколения – алюмостеклопластиков класса СИАЛ, что отвечает стратегическим направлениям развития авиационных материалов и технологий [15–21]. СИАЛы представляют собой гибридный материал на базе тонких (0,3–0,5 мм) алюминиевых листов из конструкционных сплавов и стеклопластика на основе клеевых связующих расплавного типа и стеклонаполнителей с различной структурой армирования.

В отличие от слоистого материала марки АЛОР Д16/41, где для соединения слоев органической ткани и алюминиевого сплава Д16ч.-АТ применили пленочный клей   ВК-41, при разработке материалов класса СИАЛ для соединения тонких листов из алюминиевого сплава использовались слои клеевых препрегов марки КМКС, которые представляют собой стеклонаполнитель определенной структуры, равномерно пропитанный термореактивным клеевым связующим расплавного типа.

Разнообразие структур и свойств слоистых алюмостеклопластиков класса СИАЛ (зарубежный аналог – GLARE) дает возможность конструктору выбрать марку СИАЛа, соответствующую техническим требованиям*. Число слоев алюминиевых листов и стеклопластика, толщина каждого слоя и его строение, подготовка поверхности алюминиевых  листов  зависят  от  назначения  слоистого  материала.  Наиболее  типичные структуры – трехслойная (2 алюминиевых листа+1 слой стеклопластика) и пятислойная (3 алюминиевых листа+2 слоя стеклопластика). Создание необходимой степени анизотропии в соответствии с условиями работы конструкции регулируется перекрестным армированием слоев пластика. В СИАЛ-1НТ все стекловолокна (100%) ориентированы в одном направлении. Этот материал применяется в конструкциях, которые в процессе эксплуатации работают на растяжение (стопперы). В этом случае прочность СИАЛа в продольном направлении в 2,5 раза выше, чем у сплава Д16ч.-АТ. В СИАЛ-2 слои стеклопластика содержат 70% стекловолокон в одном направлении и 30% – в перпендикулярном направлении, такой материал рекомендуется применять для обшивок фюзеляжа. В СИАЛ-3 стекловолокна расположены взаимно перпендикулярно друг к другу в соотношении 50:50. Равнопрочные СИАЛы рекомендуются в качестве обшивок фюзеляжа, грузовых отсеков, перегородок, полов и т. д. При этом прочность СИАЛ-2 и СИАЛ-3 в 1,5–1,8 раз выше, чем у традиционных алюминиевых сплавов. Разработанные слоистые алюмостеклопластики типа СИАЛ обладают высокой трещиностойкостью, удельной прочностью, стойкостью к усталостным нагрузкам, коррозионной стойкостью в сочетании с пониженной плотностью. Разработанные ранее материалы СИАЛ на базе листов алюминиевого сплава Д16ч.-АТ наряду с повышенной (в 1,5–2 раза) прочностью и другими преимуществами по сравнению со сплавом Д16ч.-АТ имеют пониженный на 10–30% модуль упругости при растяжении. В табл. 2 представлено типичное строение материалов СИАЛ.

 * Работа проводилась при участии С.А. Каримовой, Т.Г. Павловской, А.Б. Лямина, В.В. Гуляевой.

 

Таблица 2

Типичное строение материалов СИАЛ

Материал

Структура СИАЛа

(количество

cлоев Аl листа / стеклопластика)

Толщина

Аl листа,

мм

Характеристика стеклопластика, армированного

в направлении [0°/90°]

Общая толщина слоистого материала,   мм

Соотношение

слоев, % (объемн.)

Толщина,

мм

СИАЛ-1НТ

2/1

3/2

0,4–0,5

0,25–0,3

100:1

(однонаправленное)

0,3

1,4

1,6

СИАЛ-2

2/1

3/2

0,4–0,5

0,25–0,3

70:30

(перекрестное)

0,4

1,5

1,7

СИАЛ-3

2/1

3/2

0,4–0,5

0,25–0,3

50:50

(перекрестное)

0,3

1,4

1,6

 

Сначала были созданы СИАЛы на базе листов алюминиевого сплава Д16ч.-АТ и клеевого препрега КМКС-1.80.Т60 на основе клеевого связующего с теплостойкостью 80°С и кордной стеклоткани Т-60(ВМП), которые наряду с повышенной (в 1,5–2 раза) прочностью и другими преимуществами по сравнению с монолитными листами из сплава Д16ч.-АТ имеют пониженный модуль упругости при растяжении. В связи с этим актуальной являлась задача по созданию материала СИАЛ на базе алюминийлитиевого технологичного сплава 1441, обладающего по сравнению со сплавом Д16ч.-АТ повышенным модулем упругости (Е≈80 ГПа), пониженной плотностью (d≈2,59 г/см3) и повышенной температурой эксплуатации (~130°С). Материалы СИАЛ на базе листов из сплава 1441 толщиной 0,3–0,5 мм и теплостойкого препрега КМКС-2.120.Т60 на основе связующего с повышенной теплостойкостью и стеклоткани Т-60(ВМП) предназначены для эксплуатации при температурах до 120°С [7–9].

Следующим этапом этого направления явились работы по созданию материалов СИАЛ-1-1Р и СИАЛ-3-1Р на базе листов из алюминиевого сплава 1441 и клеевого препрега на основе клеевого связующего с повышенной до 120°С теплостойкостью и наполнителем в виде ровинга из высокомодульного стекловолокна, что позволило повысить прочность, жесткость (Е) и снизить массу слоистых конструкций* [15, 18, 22].

В табл. 3 представлены сравнительные характеристики материалов СИАЛ.

Материалы класса СИАЛ превосходят по сопротивлению усталости, вязкости разрушения, статическим механическим свойствам, ударо- и огнестойкости монолитные листы из традиционных алюминиевых сплавов, которые в настоящее время применяются в изделиях авиационной техники. Слоистые материалы также характеризуются пониженной плотностью.

Важнейшими преимуществами слоистых композитов типа СИАЛ перед монолитными алюминиевыми листами являются также высокая трещиностойкость, высокое сопротивление росту трещины усталости.

 

Таблица 3

Основные свойства материалов СИАЛ пятислойной структуры

Материал

Состав СИАЛа

sв, МПа

Е, ГПа

d, кг/м3

Рабочая температура, °С

алюминиевый сплав

основа стеклопластика

СИАЛ-1

Д16ч.-АТ

Клеевой препрег марки

КМКС-1.80.Т60.37 на основе кордной ткани Т-60(ВМП)

900

60

2470

80

СИАЛ-3

Д16ч.-АТ

600

55

2470

СИАЛ-1-1

1441-РДТ11

Клеевой препрег марки

КМКС-2.120.Т60.37 на основе кордной ткани Т-60(ВМП)

900

68

2360

120

СИАЛ-3-1

1441-РДТ11

600

64

2360

СИАЛ-1-1Р

1441-РДТ11

Клеевой препрег марки

КМКС-2мP.120.РВМПН.30
  на основе ровинга из высоко-модульного стекловолокна

990

70

2350

120

СИАЛ-3-1Р

1441-РДТ11

630

64,5

2350

Алюминиевый сплав

Д16ч.-АТ

1441-РДТ11

430

430

70

79

2780

2590

80

~130

 

* Работа выполнялась при участии Е.В. Котовой, Ю.О. Попова, Т.В. Колокольцевой.

Применение перспективных материалов класса СИАЛ в качестве элементов конструкций изделий военной и гражданской авиационной техники позволит решить важнейшую задачу по повышению прочности, надежности и ресурса работы при одновременном снижении весовых характеристик, что обеспечит достижение высоких эксплуатационных свойств.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
2. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функцио-нальных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231–242.
3. Петрова А.П., Лукина Н.Ф. Клеи для многоразовой космической системы //Труды ВИАМ. 2013. №4. Ст. 05 (viam-works.ru).
4. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Сереженков А.А. Конструкционные и термостойкие клеи //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 328–335.
5. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Бочарова Л.И., Аниховская Л.И., Лукина Н.Ф. Композиционные материалы клеевые на основе стеклянных и углеродных наполнителей //Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №1. С. 24–27.
6. Куцевич К.Е., Дементьева Л.А., Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Свойства и назначение клея ВК-36РМ для авиационной техники //Клеи. Герметики. Технологии. 2013. №8. С. 5–6.
7. Аниховская Л.И., Минаков В.Т. Клеи и клеевые препреги для перспективных из-делий авиакосмической техники /В кн.: Авиационные материалы. Избранные труды «ВИАМ» 1932–2002: Юбилейный науч.-технич. сб. М.: МИСиС–ВИАМ. 2002. С. 315–326.
8. Дементьева Л.А., Лукина Н.Ф., Сереженков А.А., Куцевич К.Е. Основные свой-ства и назначение ПКМ на основе клеевых препрегов /В сб. тезисов докл. XIX Международной науч.-технич. конф. «Конструкции и технология получения из-делий из неметаллических материалов». Обнинск. 2010. С. 11–12.
9. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е. Клеевые препреги и слоистые материалы на их основе //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 19–21.
10. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Котова Е.В., Сенаторова О.Г., Сидельников В.В., Куцевич К.Е. Клеевые препреги и композиционные материалы на их основе //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 53–56.
11. Препрег и изделие, выполненное из него: пат. 2427594 Рос. Федерация; опубл. 23.07.13.
12. Lukina N.F., Dement’eva L.A., Serezhenkov A.A., Kotova E.V., Senatorova O.G., Sidel’nikov V.V., Kutsevich K.E. Аdhesive prepregs and composite materials on their basis //Russian Journal of General Chemistry. 2011. T. 81. №5. Р. 1022–1024.
13. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Бочарова Л.И., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е., Петрова А.П. Свойства композиционных материалов на основе клеевых препре-гов //Клеи. Герметики. Технологии. 2012. №6. С. 19–24.
14. Дементьева Л.А., Сереженков А.А., Лукина Н.Ф., Куцевич К.Е. Клеевые препре-ги и слоистые материалы на их основе //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 19–21.
15. Каблов Е.Н., Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф. Новый класс слоистых алюмостеклопластиков на основе алюминийлитиевого сплава 1441 с пониженной плотностью //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011. Спец. вып. «Перспективные конструкционные материалы и технологии». С. 174–184.
16. Фридляндер И.Н., Аниховская Л.И., Сенаторова О.Г., Сидельников В.В., Дементьева Л.А. Композиционные клеевые и слоистые металлополимерные композиты /Энциклопедия «Цветные металлы и сплавы. Композиционные металлические материалы». М.: Машиностроение. 2001. С. 814–831.
17. Аниховская Л.И., Дементьева Л.А. /В сб. трудов Международной конф. «Слои-стые композиционные материалы-98». Волгоград. 1998. С. 170–171.
18. Сенаторова О.Г., Антипов В.В., Лукина Н.Ф., Сидельников В.В., Котова Е.В. Высокопрочные трещиностойкие легкие слоистые алюмостеклопластики класса СИАЛ – перспективные материалы для авиационных конструкций //Технология легких сплавов. 2010. №1. С. 28–31.
19. Фридляндер И.Н., Аниховская Л.И., Сенаторова О.Г., Сидельников В.В. и др. Клееные металлические и слоистые металлополимерные композиты //Цветные металлы и сплавы. Композиционные металлические материалы. 2001. Т. II-3. С. 814–832.
20. Слоистый композиционный материал и изделие, выполненное из него: пат. 2185964 Рос. Федерация; опубл. 15.04.2004.
21. Фридляндер И.Н., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф., Антипов В.В. Слоистые алюмополимерные материалы СИАЛ /В сб. 75 лет. Авиационные материалы. Из-бранные труды «ВИАМ» 1932–2007. М.: ВИАМ. 2007. С. 188–192.
22. Шарова И.А., Петрова А.П. Обзор по материалам международной конференции по клеям и герметикам. Франция. Труды ВИАМ. 2013. №8. Ст. 06 (viam-works.ru).
1. Kablov E.N. Strategicheskie napravleniya razvitiya materialov i tehnologiy ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7–17.
2. Graschenkov D.V., Chursova L.V. Strategiya razvitiya kompozitsionnyh i funktsional'nyh materialov [Development strategy of composite and functional materials] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 231–242.
3. Petrova A.P., Lukina N.F. Klei dlya mnogorazovoy kosmicheskoy sistemy [Glues for reusable space system] //Trudy VIAM. 2013. №4. St. 04 (viam-works.ru).
4. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Serezhenkov A.A. Konstruktsionnye i termostoykie klei [Structural and heat-resistant glues] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 328–335.
5. Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Bocharova L.I., Anihovskaya L.I., Lukina N.F. Kompozitsionnye materialy kleevye na osnove steklyannyh i uglerodnyh napolniteley [Adhesive composite materials on the basis of glass and carbon fillers] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2009. №1. S. 24–27.
6. Kutsevich K.E., Dement'eva L.A., Lukina N.F., Chursova L.V. Svoystva i naznachenie kleya VK-36RM dlya aviatsionnoy tehniki [Properties and functions of VК-36RМ glue for aviation equipment] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2013. №8. S. 5–6.
7. Anihovskaya L.I., Minakov V.T. Klei i kleevye prepregi dlya perspektivnyh izdeliy aviakosmicheskoy tehniki [Adhesives and adhesive prepregs for advanced products of aerospace engineering] /V kn.: Aviatsionnye materialy. Izbrannye trudy «VIAM» 1932–2002: Yubileynyj nauch.-tehnich. sb. M.: MISiS–VIAM. 2002. S. 315–326.
8. Dement'eva L.A., Lukina N.F., Serezhenkov A.A., Kutsevich K.E. Osnovnye svoystva i naznachenie PKM na osnove kleevyh prepregov [Basic properties and functions of polymer composite materials based on adhesive prepregs] /V sb. tezisov dokl. XIX Mezhdunarodnoy nauch.-tehnich. konf. «Konstruktsii i tehnologiya polucheniya izdeliy iz nemetallicheskih materialov». Obninsk. 2010. S. 11–12.
9. Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Lukina N.F., Kutsevich K.E. Kleevye prepregi i sloistye materialy na ih osnove [Аdhesive prepregs and laminated materials on their basis] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 19–21.
10. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Kotova E.V., Senatorova O.G., Sidel'nikov V.V., Kutsevich K.E. Kleevye prepregi i kompozitsionnye materialy na ih osnove [Аdhesive prepregs and composite materials on their basis] //Rossiyskiy himicheskiy zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 53–56.
11. Prepreg i izdelie, vypolnennoe iz nego [Prepreg and a product made thereof]: pat. 2427594 Ros. Federatsiya; opubl. 23.07.13.
12. Lukina N.F., Dement’eva L.A., Serezhenkov A.A., Kotova E.V., Senatorova O.G., Sidel’nikov V.V., Kutsevich K.E. Adhesive prepregs and composite materials on their basis //Russian Journal of General Chemistry. 2011. T. 81. №5. P. 1022–1024.
13. Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Bocharova L.I., Lukina N.F., Kutsevich K.E., Petrova A.P. Svoystva kompozitsionnyh materialov na osnove kleevyh prepregov [Properties of composite materials based on adhesive prepregs] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2012. №6. S. 19–24.
14. Dement'eva L.A., Serezhenkov A.A., Lukina N.F., Kutsevich K.E. Kleevye prepregi i sloistye materialy na ih osnove [Аdhesive prepregs and laminated materials on their basis] //Aviatsionnye materialy i tehnologii. 2013. №2. S. 19–21.
15. Kablov E.N., Antipov V.V., Senatorova O.G., Lukina N.F. Novyj klass sloistyh alyumostekloplastikov na osnove alyuminiylitievogo splava 1441 s ponizhennoy plotnost'yu [New class of laminated aluminium glass-plastics based on 1441 low-density aluminum alloy] //Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. 2011. Spets. vyp. «Perspektivnye konstruktsionnye materialy i tehnologii». S. 174–184.
16. Fridlyander I.N., Anihovskaya L.I., Senatorova O.G., Sidel'nikov V.V., Dement'eva L.A. Kompozitsionnye kleevye i sloistye metallopolimernye kompozity [Composite adhesive and laminated metal-polymer composites] /Entsiklopediya «Tsvetnye metally i splavy. Kompozitsionnye metallicheskie materialy». M.: Mashinostroenie. 2001. S. 814–831.
17. Anihovskaya L.I., Dement'eva L.A. /V sb. trudov Mezhdunarodnoy konf. «Sloistye kompozitsionnye materialy-98». Volgograd. 1998. S. 170–171.
18. Senatorova O.G., Antipov V.V., Lukina N.F., Sidel'nikov V.V., Kotova E.V. Vysokoprochnye treschinostoykie legkie sloistye alyumostekloplastiki klassa SIAL – per-spektivnye materialy dlya aviatsionnyh konstruktsiy [High-strength crack-resistant light laminated aluminium glass-plastics of SIAL class as promising materials for aviation structures] //Tehnologiya legkih splavov. 2010. №1. S. 28–31.
19. Fridlyander I.N., Anihovskaya L.I., Senatorova O.G., Sidel'nikov V.V. i dr. Kleenye metallicheskie i sloistye metallopolimernye kompozity [Glued metal and laminated metal-polymer composites] //Tsvetnye metally i splavy. Kompozitsionnye metallicheskie materialy. 2001. T. II-3. S. 814–832.
20. Sloistyj kompozitsionnyj material i izdelie, vypolnennoe iz nego [Laminated composite material and a product made thereof]: pat. 2185964 Ros. Federatsiya; opubl. 15.04.2004.
21. Fridlyander I.N., Senatorova O.G., Lukina N.F., Antipov V.V. Sloistye alyumopolimernye materialy SIAL [SIAL layered aluminum-bearing polymer materials] /V sb. 75 let. Aviatsionnye materialy. Izbrannye trudy «VIAM» 1932–2007. M.: VIAM. 2007. S. 188–192.
22. Sharova I.A., Petrova A.P. Obzor po materialam mezhdunarodnoy konferentsii po kleyam i germetikam. Frantsiya [Review of papers of the International conference on adhesives and sealants. France.] //Trudy VIAM. 2013. №8. St. 06 (viam-works.ru).
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.