Тканепленочный материал ВРТ-9 для надувной оболочки авиационных спасательных трапов

Статьи

 




УДК 677.4
М. М. Платонов, Т. А. Нестерова, Э. Я. Бейдер
Тканепленочный материал ВРТ-9 для надувной оболочки авиационных спасательных трапов

Разработан материал ВРТ-9 для надувной оболочки авиационных спасательных трапов. Материал ВРТ-9 представляет собой ткань из волокна СВМ с двух-сторонним полиуретановым покрытием, содержащим антипирены. С лицевой стороны материала нанесен защитный теплоотражающий слой. Изучены физические, физико-механические свойства материала и горючесть как в исходном состоянии, так и после воздействия климатических факторов. По свойствам разработанный материал отвечает требованиям международного технического стандарта TSO-C69c и нормам АП-25 по пожаробезопасности.

Ключевые слова: ткани с эластомерным покрытием, самозатухающие материалы, ткань СВМ, надувные трапы

* Работа выполнена при участии Н.Е. Маловой, И.И. Бычковой.

Согласно статистическим данным, одной из причин гибели людей при летных происшествиях является пожар, возникающий вследствие аварийного приземления воздушного судна. Для быстрой и безопасной эвакуации пассажиров необходимо наличие спасательных надувных трапов, имеющих достаточную пропускную способность и гарантирующих безотказную работу на протяжении всего периода эвакуации. Федеральной Авиационной Администрацией (FAA) установлены технические стандарты TSO, регламентирующие минимальные технические требования, предъявляемые к материалам, изделиям и приборам, используемым на гражданских воздушных судах. На спасательное оборудование (трапы и надувные плоты) распространяются требования технического стандарта TSO-C69c.

В настоящее время на российских пассажирских самолетах эксплуатируются спасательные надувные трапы на основе отечественных резинотканевых материалов. Данные материалы имеют ряд существенных недостатков: высокая поверхностная плотность при минимальных прочностных характеристиках, несоответствие требованиям стандарта TSO-C69c по стойкости к тепловому потоку [1].

Таким образом, разработка отечественных материалов для надувной оболочки аварийно-спасательного трапа, отвечающих требованиям технического стандарта TSO-C69c, является актуальной задачей. Важно отметить, что разработка тканепленочных материалов входит в стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года [2].

Предварительный анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной созданию материалов, используемых для надувных спасательных средств, показал, что в качестве материалов тканевой основы оболочки спасательного трапа наиболее применимы полиамид (Nylon-6,6) [3–8], полиэфир (лавсан) [9–10], полиарамид [11] или их комбинации [12]. Как правило, в качестве полимерного покрытия используют композицию на основе полиуретанового эластомера [6, 8], что обеспечивает высокие характеристики газонепроницаемости, прочности и износостойкости.

В качестве основы материала ВРТ-9 выбрана ткань из волокна СВМ, имеющая поверхностную плотность ~70 г/м2, прочность при разрыве 637/664 Н/см (по основе/по утку), удлинение при разрыве 8,8/9,5% (по основе/по утку). Ткань из волокон СВМ наиболее оптимальна с точки зрения массы, горючести и прочностных характеристик [13].

Покрытие для материала выполнено на основе полиуретанового каучука для придания материалу свойств пожаробезопасности, в состав полимерной композиции введены антипирены [14]. Для вулканизации системы добавлен сшивающий агент полиизоцианат [15].

Технология изготовления материала основана на нанесении раствора полимерной композиции тонкими штрихами на тканевую основу шириной 95 см с последующей сушкой образца после каждого слоя. Состав наносят на техническую ткань с двух сторон до общей массы 1 м2 230–240 г таким образом, чтобы соотношение по привесу между лицевой и изнаночной стороной варьировалось как 1:(2–3). С целью обеспечения устойчивости материала к тепловому потоку (одно из условий технического стандарта TSO-C69c) с лицевой стороны нанесено теплоотражающее покрытие до общего привеса 258 г/м2. Далее материал вулканизуют при повышенной температуре и давлении.

Для определения технических характеристик материала и оценки соответствия требованиям стандарта TSO-C69c проведено изучение физических и физико-механических свойств разработанного материала.

 

Физические свойства тканепленочного материала ВРТ-9 для надувной оболочки спасательного трапа:

Масса 1 м2, г (ГОСТ 17073–71) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

258

Толщина, мм (ГОСТ 17073–71) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,180

Стойкость к воздействию теплового потока 1,7 Вт/см2, с (ММ 1.595-20-363–2008) . . .

≥900

Газопроницаемость по водороду, л/(м2·сут) (М 38-59-629–2007) . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1,06

Гигроскопичность, % (ГОСТ 3816-47) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1,8.

 

Согласно требованиям стандарта TSO-C69c, газопроницаемость по водороду должна быть не более 10 л/(м2·сут), стойкость к тепловому потоку мощностью 1,7 Вт/см2 (сохранение герметичности при избыточном давлении в условиях теплового излучения) – не менее 180 с. Таким образом, физические свойства разработанного материала существенно превосходят необходимые минимальные требования, установленные стандартом. Высокие барьерные свойства материала обеспечены благодаря использованию в покрытии полиуретанового каучука, обладающего низкими значениями газопроницаемости [16, 17], и многократному нанесению тонких штрихов полимерной композиции на ткань (перекрывают дефекты предыдущих слоев). Устойчивость к тепловому потоку обеспечивает теплоотражающее покрытие.

Механические характеристики материала ВРТ-9 для надувной оболочки спасательного трапа при различных температурах приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Механические свойства тканепленочного материала ВРТ-9 для надувной оболочки спасательного трапа при различных температурах

Характеристика

Значения характеристики при температуре, °С

-60

+20

+100

+120

Прочность при разрыве, Н/см

(ГОСТ 17316–71):

 

 

 

 

по основе

823

703

587

623

по утку

916

866

734

707

Относительное удлинение, %

(ГОСТ 17316–71):

 

 

 

 

по основе

5,4

6,9

4,4

5,2

по утку

5,6

7,6

5,1

5,1

Сопротивление раздиранию, Н

(ГОСТ 17074–71):

 

по основе

148

по утку

139,2

 

Технический стандарт TSO-C69c также регламентирует прочностные характеристики материалов для надувных спасательных средств: прочность при разрыве должна быть не менее 330 Н/см. Сопоставление механических свойств материала и минимальных требований стандарта показывает существенный запас прочности материала ВРТ-9 в температурном диапазоне от -60 до +120°С. Высокие механические характеристики материала обеспечены благодаря применению сверхпрочной ткани из волокон СВМ. Кроме того, ткани СВМ более термостойкие и менее горючие в сравнении с полиэфирными и полиамидными тканями. К недостаткам данных тканей можно отнести их высокую стоимость.

Другой важной характеристикой авиационных материалов является их пониженная пожарная опасность [18–21], в частности горючесть. Методика испытания и необходимые требования к материалам по горючести описаны в АП-25 (Приложение F, Часть 1). Результаты испытания материала ВРТ-9 на горючесть приведены в табл. 2.

Таблица 2

Испытание тканепленочного материала ВРТ-9 для надувной оболочки спасательного трапа на горючесть согласно АП-25 (Приложение F, Часть 1)

Направление вырезки    образца

Продолжительность экспозиции в пламени горелки, с

Продолжительность остаточного горения, с

Длина       обугливания, мм

Классификация

средние значения

По основе

12

1

135

Самозатухающий

По утку

12

2

127

 

На основании результатов проведенных испытаний материал классифицируется как самозатухающий, что позволяет применять его на воздушных судах. Необходимая степень пожарной безопасности тканепленочного материала достигнута при использовании антипиренов в составе полимерной композиции покрытия и применения в качестве основы ткани из волокон СВМ, имеющей высокое значение кислородного индекса [22].

Для определения возможности эксплуатации изделий из материала ВРТ-9 в различных климатических условиях проведены испытания основных характеристик материала после воздействия соответствующих климатических факторов (табл. 3).

Таблица 3

Основные физические и физико-механические свойства тканепленочного материала ВРТ-9 после воздействия климатических испытаний (25*)

Свойства

Значения свойств после испытаний

1

2

3

4

5

Стойкость к воздействию теплового потока
1,7 Вт/см2, с (ММ 1.595-20-363–2008)

≥900

Газопроницаемость по водороду, л/(м2·сут)        (М 38-59-629–2007)

1,06

0,84

2,2

0,97

0,74

Прочность при разрыве, Н/см (ГОСТ 17316–71):

 

 

 

 

 

по основе

703

678

752

787

624

по утку

866

794

873

862

724

Относительное удлинение, % (ГОСТ 17316–71):

 

 

 

 

 

по основе

6,9

6,1

6,6

7,1

4,5

по утку

7,6

6,6

6,0

6,1

6,2

Сопротивление раздиранию, Н (ГОСТ 17074–71):

 

 

 

 

 

по основе

148,0

149,6

188,9

171,6

176,0

по утку

139,2

169,6

171,6

148,6

149,2

Горючесть по АП-25 (Приложение F, Часть 1)

Самозатухающий

*1 – в исходном состоянии;
2 – после теплового ресурса в течение 100 ч при 100°С (ОСТ 6-10-422–78);
3 – после теплового ресурса в течение 200 ч при 100°С (ОСТ 6-10-422–78);
4 – после воздействия циклического перепада температур -60D+100°С в течение 8 циклов (ГОСТ 9.707–81);
5 – после испытания в тропической камере в течение 3 мес по режиму: 8 ч при 50°С, φ=98%; 12 ч при 20°С, φ=98%; 4 ч при 20°С, φ=65% (СТП 1-595-20-100–2002).

Таким образом, показано, что материал ВРТ-9, отвечает требованиям технического стандарта TSO-C69c и АП-25 по горючести как в исходном состоянии, так и после воздействия климатических факторов.

Для сравнения изучены свойства зарубежного аналога – тканепленочного материала арт. М-11849-5 фирмы «Air Cruisers Company» (США) и отечественного материала арт. 8-238 Уфимского ЗЭМИК (табл. 4).

 

Таблица 4

Сравнительные характеристики тканепленочных материалов для надувной оболочки спасательного трапа

Характеристика

Значения характеристик

по требованиям TSO-C69c

ВРТ-9

зарубежного аналога –материала

арт. М-11849-5

отечественного аналога –материала

арт. 8-238

Масса 1 м2, г

258

262

440

Прочность при разрыве, Н/см:

по основе

по утку

 

330

330

 

703

866

 

724,4

582,7

 

360

350

Стойкость к тепловому потоку

1,7 Вт/см2, с

≥180

≥900

≥180

Не соответствует

Газопроницаемость по водороду, л/(м2·сут)

≤10

1,06

Соответствует

Горючесть

Самозатухающий

 

В сравнении с применяемым в настоящие время отечественным материалом арт. 8-238 разработанный тканепленочный материал ВРТ-9 с теплоотражающим покрытием в 1,7 раза более легкий, при этом в 2 раза более прочный, кроме того, отвечает требованиям международного стандарта TSO-С69c по стойкости к тепловому потоку мощностью 1,7 Вт/см2. Ткань ВРТ-9 в сравнении с зарубежным аналогом – материалом арт. М-11673 фирмы «Air Cruisers Company» (США) – сопоставим по уровню свойств.

Разработанный тканепленочный материал ВРТ-9 соответствует требованиям технического стандарта TSO-C69с, нормам АП-25 по пожаробезопасности и рекомендован к опробованию для изготовления надувной оболочки спасательных трапов пассажирских самолетов.


ЛИТЕРАТУРА
1. Кирин К.М. Перспективные пожаробезопасные текстильные материалы для при-менения в гражданской авиации: Автореф. канд. технич. наук. М. 2004. 16 с.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» /В сб. Авиационные материалы и техноло-гии: Юбилейный науч.-технич. сб. (приложение к журналу «Авиационные мате-риалы и технологии») М.: ВИАМ. 2012. С. 7–17.
3. Pat. 4723628 US. Опубл. 09.02.1988.
4. Pat. 4519782 US. Опубл. 28.05.1985.
5. Pat. 4714637 US. Опубл. 22.12.1987.
6. Pat. 6536715 US. Опубл. 25.03.2003.
7. Pat. 4233102 US. Опубл. 11.11.1980.
8. Pat. 4332049 US. Опубл. 11.11.1980.
9. Pat. 2006029759 US. Опубл. 09.02.2006.
10. Пат. 2068892 Рос. Федерация. Опубл. 10.11.1996.
11. Pat. 5393595 US. Заявл. 28.02.1995.
12. Pat. 4274526 US. Опубл. 23.01.1981.
13. Мусина Т.К., Волохина А.В. и др. Полиимидные и арамидные волокна и нити со специальными свойствами и изделия на их основе //В мире оборудования. 2010. №2. С. 4–8.
14. Chattopadhyay D.K., Webster D.S. Thermal stability and flame retardancy of polyurethanes //Progress in Polymer Science. 2009. V. 34. №10. Р. 1068–1133.
15. Кондрашов Э.К., Козлова А.А., Малова Н.Е. Исследование кинетики отвержде-ния фторполиуретановых эмалей алифатическими полиизоцианатами различных типов //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 48–49.
16. Левант М.Г., Пономарев П.А. Создание отечественных материалов для изготов-ления оболочек воздухоплавательных комплексов //Полет. 2008. №12. С. 57–60.
17. Sadeghi M., Semsaradeh M.A., Barikani M., Ghalei B. Study on the morphology gas permeation property of polyurethane membranes //J. of Membrane Science. 2011. V. 385–386. Р. 76–85.
18. Барботько С.Л. Пожаробезопасность авиационных материалов /В сб. Авиацион-ные материалы и технологии: Юбилейный науч.-технич. сб. (приложение к жур-налу «Авиационные материалы и технологии»). М.: ВИАМ. 2012. С. 431–439.
19. Барботько С.Л., Кириллов В.Н., Шуркова Е.Н. Оценка пожарной безопасности полимерных композиционных материалов авиационного назначения //Авиационные материалы и технологии. 2012. №3. С. 56–63.
20. Барботько С.Л., Голиков Н.И. О комплексной оценке пожарной опасности мате-риалов //Пожаровзрывобезопасность. 2008. Т. 17. №6. С. 16–24.
21. Барботько С.Л., Шуркова Е.Н. Вольный О.С., Скрылев Н.С. Оценка пожарной безопасности полимерных композиционных материалов для внешнего контура авиационной техники //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 56–59.
22. Платонов М.М., Нестерова Т.А., Назаров И.А., Бейдер Э.Я. Пожаробезопасный материал на текстильной основе с полиуретановым покрытием для надувной обо-лочки спасательного трапа //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 50–54.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.