Аналитический подход к математическому моделированию температурной составляющей ротационной сварки трением

Статьи

 




УДК 621.791.14
М. Л. Саморуков
Аналитический подход к математическому моделированию температурной составляющей ротационной сварки трением

Рассмотрены примеры аналитического подхода к математическому моделированию температурной составляющей технологического процесса ротационной сварки трением. Показаны подходы к моделированию для получения наилучшей сходимости с экспериментальными результатами.

Ключевые слова: ротационная сварка трением, математическое моделирование, температурные поля, тепловой поток.

В условиях необходимости технологического и технического развития для преодоления отставания от ведущих мировых держав и для наращивания промышленного и научного потенциала с целью обеспечения приоритета российской наукоемкой продукции на мировой арене [1, 2], необходимо изучать и развивать возможности математического и компьютерного моделирования для решения наукоемких задач материаловедения. Подобные методы широко используются при выборе систем легирования жаропрочных литейных и деформируемых сплавов [2, 3], сталей со специальными свойствами [2, 4, 5], разработке технологий нанесения покрытий [7], исследование поведения материалов в агрессивных средах [8], выборе оптимальных режимов термодеформационного воздействия [9] на материалы с целью получения заданного комплекса свойств и т. д.

Аналитический подход к моделированию процесса сварки трением

Сварка трением процесс с взаимосвязанными термическими и деформационными циклами, протекающими в шве и околошовной зоне. В процессе сварки происходит разогрев металла в приконтактной области вследствие действия сил трения. В результате разогрева предел прочности материала в приконтактной зоне снижается, и материал под действием осевого давления выдавливается в грат. Технологический процесс сварки трением включает в себя два этапа: нагрев и проковку [10]. На этапе нагрева происходит разогрев контактной области заготовок в результате действия сил трения при взаимном вращении под действием осевого усилия. Основными технологическими параметрами на этом этапе являются давление (Pн) и время нагрева (tн). На этапе проковки происходит резкое торможение вращения заготовок и увеличение осевого давления в 1,5–2,5 раза. На этом этапе основными технологическими параметрами являются давление проковки (Pпр) и время (tпр). Следовательно, при математическом моделировании процесса сварки трением необходим расчет температурных полей на обоих этапах. Кроме того, необходимо учитывать и скорость деформации, которая при нагреве может быть условно принята как постоянная величина, а при проковке – переменной, так как вначале происходит резкое торможение и одновременное возрастание осевого усилия в 1,5–2,5 раза. В течение этого короткого отрезка времени происходит значительная осевая деформация свариваемых заготовок. Ввод тепла, по мнению автора, на этом этапе также следует принимать постоянным. Далее – давление остается постоянным, скорость вращения отсутствует, относительная осевая деформация равна нулю, силы трения работы не совершают, формируется сварное соединение. Происходит тепловое перераспределение от сварного стыка вдоль соединяемых деталей и теплоотдача в окружающую среду. Таким образом, для достоверного моделирования процесса ротационной сварки трением имеет смысл выделить три этапа:

– этап нагрева, характерный действием давления нагрева, взаимным вращением заготовок, работой сил трения, а значит наличием источника энергии в контакте – на этом этапе происходит интенсивный разогрев заготовок и частичная их деформация;

– промежуточный этап, когда скорость вращения уменьшается до нуля, а давление увеличивается до значения давления проковки и обеспечивает условно равномерное линейное перемещение и выход в грат дополнительного объема материала;

– этап проковки, характерный отсутствием линейного перемещения, взаимного вращения и работы сил трения. В контакте действует давление проковки. Происходит процесс теплового перераспределения и формирование сварного соединения.

Аналитический подход расчета термических процессов при сварке трением представлен в монографиях [11, 12]. В основу аналитического метода расчета тепловых процессов при сварке положен закон теплопроводности Фурье [12], который устанавливает количественную связь между теплопроводностью материала, градиентом температуры и удельным тепловым потоком в твердых телах:

                                                                 q2=-λ·gradT.                                                            (1)

 

Знак минус означает, что поток тепла направлен в сторону, противоположную возрастанию температуры. Для упрощения расчета имеет смысл принять, что источник тепла равномерно распределен и не изменяется во времени в течение этапа.

Расчет температурной составляющей на первом этапе следует вести с учетом того, что источник энергии равномерно распределен по поверхности контакта F, является плоским и движется равномерно со скоростью v вдоль оси заготовки, а боковая поверхность стержня отдает теплоту в окружающую среду с нулевой температурой при коэффициенте поверхностной теплоотдачи а:

                                       (2)

 

Расчет тепловых полей на второй стадии процесса сварки следует также вести по формуле (2), однако скорость движения источника в этом случае увеличивается в 3–5 раз. Опытным путем установлено, что осадка, получаемая на этом этапе, равна 50–60% от суммарной осадки за весь технологический цикл. Длительность этой стадии может достигать 0,5 с. Причем скорость осадки и ее величина на этом этапе зависят от длительности первого этапа и от отношения давления проковки к давлению нагрева. Чем больше значение этого отношения, тем на большую величину деформируется заготовка и тем выше скорость деформации. Предельная граница деформации при этом должна удовлетворять условию:

                                                                                        Pпрв.сжТ ·F                                    (3)

где Pпр – осевое усилие проковки;  σв.сж– предел прочности при сжатии; F – площадь контакта.

Расчет температурного поля на третьем этапе следует рассчитывать как разность приращений температур от источника и стока теплоты:

                          (4)

 

Таким образом, основной задачей является расчет теплового потока от действия сил трения при контакте материалов на этапе нагрева – задача, решаемая как аналитическим, так и численным методами. Аналитический способ ее решения представлен в работах [11–19].

Так, в работе [13] авторы разрабатывали и исследовали модель термического цикла сварки трением применительно к цилиндрическим образцам различных диаметров из углеродистой стали AISI 1040.

Авторы рассчитывали тепловой поток, выделяемый при контакте материалов, следующим образом:

                (5)

 

Тепловой поток, выделяемый в любой точке контакта, по версии авторов, равен:

                                 (6)

 

В статье [14] авторы приводят информацию по моделированию ротационной сварки трением образцов из низкоуглеродистой стали 20.

Показано, что тепловой поток, образующийся в контактной поверхности, равен:

                 (7)

где q – тепловой поток в контакте; η – коэффициент неравномерности давления и несоосности;
τ – касательное напряжение; ω – скорость вращения; r – расстояние от оси вращения; R – радиус заготовки.

Авторы статьи [14] разработали двухмерную модель сварки трением методом конечных элементов и получили высокую сходимость полученных результатов с экспериментальными данными.

В работе [15] авторы сравнивают результаты расчетов температурных полей при сварке трением, полученных с помощью различных математических моделей. Интерес представляет результат решения обратной задачи теплопроводности, приведенный авторами. Была получена наиболее высокая сходимость с экспериментальными данными в отличие от подхода, связанного с применением постоянного коэффициента трения [13], который приводит к высокой степени неточности в решении. Построенная авторами [15] трехмерная модель методом конечных элементов с учетом рассчитанных значений теплового потока в контакте и экспериментально определенных значений скорости осадки показывает, что для решения термомеханической задачи достаточно одномерной модели, по причине короткого времени нагрева и допущения о равномерности теплообразования по поверхности контакта. Модель также показывает, что объем энергии, полученный от пластической деформации материала, мал по сравнению с объемом энергии, полученной от работ сил трения, и его можно не учитывать в расчетах.

При решении обратной задачи теплопроводности авторы [15] определяли температуру и объем тепловыделения при контакте «деталь–деталь». В отличие от прямого подхода, при котором температурные поля в детали определяются как зависимость от температуры в контакте, в обратной задаче температура и объем теплообразования при контакте определяются через значения температур, измеренных на поверхности заготовки. Авторы [15] ставили перед собой цель разработать модель сварки трением с использованием обратной задачи. Температура вблизи зоны контакта определялась термопарами, а тепловой поток при контакте авторы определяли с помощью метода конечных разностей.

Далее авторы [15] применили данные, полученные при решении обратной задачи теплопроводности, для моделирования методом конечных элементов сварки трением. Данные по скорости и величине осадки были получены экспериментально.

Наиболее точные данные по объему теплообразования и температурным полям при ротационной сварке трением могут быть получены решением обратной задачи теплопроводности. Тогда как модели процесса, основанные на постоянном коэффициенте трения, либо на дроблении процесса сварки на этапы и заданием постоянных коэффициентов для каждого из этапов, дают погрешность и не могут характеризовать процесс сварки в полной мере. Однако для экспресс-анализа эти методы очень удобны по причине относительной простоты применяемых математических выражений.


ЛИТЕРАТУРА
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
2. Оспенникова О.Г. Стратегия развития жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, защитных и теплозащитных покрытий //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 19–36.
3. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Никелевые литейные жаропрочные сплавы нового поколения //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 36–51.
4. Маркова Е.С., Покровская Н.Г., Шалькевич А.Б., Громов В.И. Мартенситостареющие стали – новые перспективные материалы для валов ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 81–86.
5. Тонышева О.А., Вознесенская И.М., Елисеев Э.А., Шалькевич А.Б. Новая высокопрочная экономнолегированная азотсодержащая сталь повышенной надежности //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 84–88.
6. Базылева О.А., Аргинбаева Э.Г., Туренко Е.Ю. Жаропрочные литейные интерметаллидные сплавы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 57–60.
7. Мубояджян С.А., Александров Д.А., Горлов Д.С., Егорова Л.П., Булавинцева Е.Е. Защитные и упрочняющие ионно-плазменные покрытия для лопаток и других ответственных деталей компрессора ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 71–81.
8. Орлов М.Р., Оспенникова О.Г., Громов В.И. Развитие механизмов водородной и бейнитной хрупкости конструкционной стали в процессе эксплуатации крупногабаритных конструкций //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 88–93.
9. Оспенникова О.Г., Бубнов М.В., Капитаненко Д.В. Компьютерное моделирование процессов обработки металлов давлением //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 141–147.
10. Лебедев В.К., Черненко И.А., Михальски Р. и др. Сварка трением: Справочник. Л.: Машиностроение. 1987. С. 27–42.
11. Рыкалин Н.Н. Расчеты тепловых процессов при сварке. М.: МАШГИЗ. 1951. 296 с.
12. Коновалов А.В., Куркин А.С., Макаров Э.Л. и др. Теория сварочных процессов: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2007. 752 с.
13. Can A., Sahin M., Küçük M. Thermically evaluation and modelling of friction welding //Strojarstvo. 2009. V. 51. №1. Р. 5–13.
14. Wenya Li, Feifan Wang Modeling of continuous drive friction welding of mild steel //Materials Science and Engineering A. 2011. V. 528. №18. Р. 5921–5926.
15. Maalekian M., Kozeschnik E., Brantner H.P., Cerjak H. //Acta Materialia. 2008. V. 56. №12. Р. 2843–2855.
16. Medhat Awad, Hadek El. Numerical Simulation of Inertia Friction Welding Process //International Journal for Computational Methods in Engineering Science and Mechanics. 2009. V. 10. №3. Р. 224–230.
17. Grant B., Preuss M., Withers P.J., Baxter G., Rowlson M. Finite element process modelling of inertia friction welding advanced nickel-based superalloy //Materials Science and Engineering А. 2009. (513–514). Р. 366–375.
18. Wang L., Preuss M., Withers P.J., Baxter G.J., Wilson P. Residual stress prediction for the inertia welding process //Journal of Neutron Research. 2004. №12. С. 21–25.
19. Hazman Seli, Ahmad Izani, Md. Ismail, Endri Rachman, Zainal Arifin Ahmad. Mechanical evaluation & thermal modeling of friction welding of mild steel & aluminium //Journal of materials processing technology. 2010. Р. 1209–1216.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.