Статьи
Представлен обзор разработанных в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ углепластиков на основе высокомодульных углеродных волоконных и тканых армирующих наполнителей. Показано отличие высокомодульных армирующих наполнителей от высокопрочных. Приведены основные отечественные и зарубежные марки волокон, а также информация по упруго-прочностным характеристикам разработанных высокомодульных углепластиков, в том числе при различных температурах. Проведено сравнение отечественных углепластиков с зарубежными материалами аналогичных состава и структуры.
Введение
Количество внедряемых полимерных композиционных материалов (ПКМ) при производстве изделий, в том числе и в российской промышлености, постоянно увеличивается. Наиболее быстрорастущим сегментом являются ПКМ на основе углеродных волокнистых наполнителей, используемых в качестве армирующих элементов. Широко применяются углепластики при изготовлении различных деталей и агрегатов авиационной техники и космических аппаратов, силовых элементов крыла, планера, малой механизации, мотогондолы, авиационных двигателей и т. п. При этом требования к прочности и модулю упругости применяемых материалов постоянно повышаются [1, 2].
Необходимость разработки углепластиков с улучшенными характеристиками жесткости и температурной размерной стабильности при сохранении высоких показателей прочности диктуется потребностями таких объектов новой техники, которые по условиям эксплуатации должны сохранить стабильность геометрических размеров при больших знакопеременных силовых и температурных нагрузках. Применение данных материалов в объектах авиационной техники нового поколения позволяет достичь аэродинамической жесткости элементов планера, особенно при малой строительной высоте конструктивных элементов [3, 4].
Отличительная особенность высокомодульных углепластиков – повышенная степень анизотропии упругих и прочностных характеристик. Наиболее высоких значений прочности и жесткости достигают в композициях с однонаправленным расположением непрерывных волокон в направлении укладки при нагружении, а наименьших – при нагружении в ортогональном направлении [5].
Углеродные волокна обладают следующими уникальными свойствами, которые обеспечивают их незаменимость при разработке современных ПКМ и конструкций на их основе:
– высокие удельные характеристики прочности и модуля упругости при растяжении;
– высокая термостойкость в инертных средах или в вакууме при температуре до 3000 °С, а на воздухе до 550 °С;
– удельное электрическое сопротивление от 0,02·10–6 до 1,0·109 Ом·м;
– большая активная поверхность (до 2500 м2/г) и сорбционная способность;
– высокая атмосферо- и химическая стойкость к концентрированным кислотам, щелочам и растворителям, устойчивость к действию света и проникающей радиации;
– биостойкость и биоинертность, жаростойкость и трудногорючесть.
Наиболее широкое распространение в качестве волокон для изготовления конструкционных углепластиков получили углеродные волокна на основе полиакрилонитрила (ПАН-волокно). Процесс производства углеродных волокнистых наполнителей включает следующие стадии: окисление (200–325 °С) с вытягиванием, карбонизация (1000–1500 °С) и графитация (2500–2800 °С). В зависимости от того, при какой температуре завершен производственный цикл, получают волокна с высокой прочностью (карбонизованное волокно) или высоким модулем упругости (графитированное волокно) [5–8].
Работа выполнена при поддержке ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ в рамках реализации комплексного научного направления 13. «Полимерные композиционные материалы» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года»).
Высокомодульные углеродные волокна
В Российской Федерации производством высокомодульных углеродных волокон на основе ПАН-волокна занимается ООО «Аргон» (г. Балаково), а на основе вискозного волокна – ООО «Завод углеродных и композиционных материалов» (г. Челябинск). В настоящее время еще одним производителем высокомодульных волокон является компания ЮМАТЕКС.
Освоен следующий ассортимент углеродных волокнистых наполнителей: углеродные волокна (нити, жгуты) для армирования углеродных композитов (УКН-П, УКН-М, Грапан, КАЖ, ГЖ) и углеродные ленты для армирования углепластиков (ЛУ-П, ЭЛУР, ЛЖУ-М, ЛЖУ-П).
В табл. 1 приведены основные типы, марки и характеристики углеродных волокон, применяемых для армирования конструкционных материалов.
Таблица 1
Основные типы, марки и свойства углеродных армирующих наполнителей, производимых в Российской Федерации
Тип наполнителя |
Марка наполнителя |
Прочность волокна, МПа |
Модуль упругости волокна, ГПа |
Высокопрочный (жгутовый, карбонизованный) |
УКН-М, УКН-П |
3500 |
210–270 |
Среднепрочный (ленточный, карбонизованный) |
ЭЛУР, ЛУ-П |
3000 |
250 |
Среднемодульный (ленточный, графитированный) |
ЛУ-24П, ЛЖУ-35 |
2800 |
320 |
Высокомодульный (ленточный, жгутовый, графитированный) |
Кулон, ГЖ, UMT |
2500 |
400–450 |
Из данных, представленных в табл. 1, видно, что по мере увеличения степени графитации волокна прочность углеродных волокон снижается, а модуль упругости возрастает.
В табл. 2 приведены свойства высокомодульных жгутовых наполнителей, разработанных и производимых в Российской Федерации [6–10].
Таблица 2
Свойства высокомодульных жгутовых наполнителей отечественных производителей
Марка жгута |
Модуль упругости волокна, ГПа |
Прочность волокна, МПа |
Число филаментов (К-кило) |
Линейная плотность, текс |
Плотность, г/см3 |
ГЖ-20 |
380 |
2500 |
10К 12К |
500 600 |
1,87 |
ГЖ-25 |
450 |
2400 |
6К 12К |
370 570 |
1,93 |
ЖГВ-430 |
430 |
4000 |
12К |
445 |
1,84 |
ВМН-4МТИ |
450 |
2440 |
12К |
720 |
1,76 |
ВМУ |
450 |
50 Н |
10К |
350 |
1,85 |
12К |
530 |
1,90 |
|||
UMT 400 |
400 |
4200 |
12К |
710 |
1,82 |
UMT 430 |
430 |
4000 |
12К |
700 |
1,84 |
UMT 530 |
530 |
3800 |
12К |
680 |
1,93 |
Разработанные в России высокомодульные углепластики на основе отечественных углеродных наполнителей марок ГЖ-20, Кулон, ЛУ-24П не применяются, так как прекращен выпуск соответствующих исходных компонентов.
В настоящее время российская промышленность осваивает выпуск новых перспективных волокон марки UMT, которые позволяют разрабатывать размеростабильные материалы и авиационные конструкции.
Импортные высокомодульные углеродные наполнители имеют ограничения на поставку в Российскую Федерацию.
Основными производителями высокомодульных волокон за рубежом являются компании Toray (США), Teijin и Mitsubishi chemical (Япония). Свойства ряда таких волокон представлены в табл. 3.
Таблица 3
Свойства высокомодульных жгутовых наполнителей зарубежных производителей
Марка жгута |
Модуль упругости волокна, ГПа |
Прочность волокна, МПа |
Число филаментов (К-кило) |
Линейная плотность, текс |
Плотность, г/см3 |
Волокна ToreycaTM компании Toray (США) |
|||||
М35J |
343 |
4700 |
6К 12К |
225 450 |
1,75 |
М46J |
436 |
4210 |
6К 12К |
223 445 |
1,84 |
М55J |
540 |
4020 |
6K |
218 |
1,91 |
М60J |
588 |
3820 |
3К 6К |
100 200 |
1,94 |
Волокна TenaxTM компании Teijin (Япония) |
|||||
НМА35 |
355 |
3300 |
12К |
760 |
1,78 |
UMS40 |
390 |
4700 |
12К 24К |
390 800 |
1,79 |
UMS45 |
425 |
4600 |
12К |
385 |
1,83 |
UMS55 |
550 |
4000 |
12К |
360 |
1.91 |
Волокна PyrofilTM компании Mitsubishi chemical (Япония) |
|||||
MS40 |
345 |
4610 |
12К |
600 |
1,77 |
HR40 |
390 |
4410 |
12К |
600 |
1,82 |
HS40 |
450 |
4410 |
12К |
430 |
1,85 |
Высокомодульные волокна представлены в широком ассортименте, что позволяет использовать их для производства большого количества изделий как в России, так и за рубежом. Материалы обладают повышенной стойкостью к воздействию химических агрессивных жидкостей и газов, что открывает возможность их применения в химическом машиностроении, в том числе для производства реакторов, трубопроводов, центрифуг, лопастей насосов и других конструктивных элементов. Высокая износостойкость позволяет использовать данные волокна для изготовления деталей ткацкого оборудования (ремизных рам, рапир, спиц), что снижает стоимость эксплуатации изделий благодаря увеличению срока их службы. Повышенная электропроводность способствует применению высокомодульных углеродных волокон в качестве нагревательных элементов, а низкие значения коэффициента линейного теплового расширения (ГОСТ Р 57708–2017) дают ощутимые преимущества при производстве изделий криогенной техники. Кроме того, углепластики находят применение в электротехнике, судостроении, железнодорожном транспорте, нефтяной и газодобывающих отраслях российской промышленности, при разработке и изготовлении спортивного инвентаря [11–13].
Высокомодульные углепластики
В НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ имеется опыт разработки углеродных композиционных материалов на основе армирующих высокомодульных углеродных волокон, таких как материалы марок КМУ-7л, КМУ-4ВМ, ВКУ-14, ВСТ-1208/ГЖ-25, ВКУ-37 и ВКУ-38 [14–27].
Углепластик марки КМУ-7л разработан для изготовления деталей конструкционного назначения с повышенными требованиями по жесткости (тонкие оболочковые конструкции, пластины и стержни). Данный материал выполнен на основе связующего ВС-2526к и углеродной ленты конструкционного назначения ЛУ-24П. Его основные свойства представлены в табл. 4.
Таблица 4
Упруго-прочностные свойства углепластика марки КМУ-7л
Свойства |
Температура испытания, °С |
Значения свойств углепластика в направлении армирования [0°] |
Модуль упругости, ГПа: при растяжении |
20 150 170 |
215 195 160 |
при сжатии |
20 150 170 |
170 155 – |
при изгибе |
20 150 170 |
213 185 174 |
Предел прочности, МПа: при растяжении |
20 150 170 |
970 850 720 |
при сжатии |
20 150 170 |
750 650 340 |
при изгибе |
20 150 170 |
1360 1340 1160 |
при межслойном сдвиге |
20 150 170 |
62 41 41 |
Ударная вязкость, кДж/м2 |
20 150 170 |
35 30 23 |
Разработанный на рабочую температуру 150 °С композиционный материал КМУ-7л сохраняет свои основные упруго-прочностные характеристики при рабочей температуре: модуль упругости при растяжении находится на уровне 90 %, при этом уровень сохранения прочности при растяжении и сжатии составляет соответственно 87 и 86 %, а прочности при межслойном сдвиге: 66 %.
В табл. 5 приведены сравнительные свойства углепластиков на основе эпоксидной матрицы ВС-2526к и различных армирующих наполнителей из высокомодульных волокон.
Таблица 5
Сравнение свойств высокомодульных углепластиков
с различными армирующими наполнителями
Свойства |
Значения свойств углепластиков |
||
КМУ-7л |
КМУ-7тВМ |
КМУ-7к |
|
Армирующий наполнитель |
ЛУ-24П |
УОЛ-600-10к |
Кулон |
Толщина монослоя, мм |
0,10 |
0,23 |
0,10 |
Модуль упругости при растяжении, ГПа |
215 |
210 |
320 |
Предел прочности, МПа: при растяжении |
970 |
1200 |
800 |
при сжатии |
750 |
800 |
900 |
Разработанный позднее углеродный композит марки КМУ-4ВМ, представляющий собой слоистый материал на основе растворного эпоксидного связующего ЭНФБ-2М, армированного тканой однонаправленной лентой УОЛ-300-0,23/190-ЭД (сформированной по основе графитированного жгута ГЖ-20/500), рекомендован для изготовления изделий, работающих при температурах от –60 до +150 °С, в том числе при +150 °С в течение 100 ч. Данный углепластик предназначен для применения в элементах жесткости, стенках оболочек и подкрепляющем силовом наборе. Основные свойства материала марки
КМУ-4ВМ представлены в табл. 6.
Таблица 6
Упруго-прочностные свойства углепластика марки КМУ-4ВМ
Свойства |
Температура испытания, °С |
Значения свойств углепластика в направлении армирования [0°] |
Модуль упругости |
20 120 |
224 210 |
Предел прочности, МПа: при растяжении |
20 120 150 |
1270 1280 1200 |
при сжатии |
20 120 150 |
439 313 228 |
при межслойном сдвиге |
20 120 150 |
27 20 16 |
Разработанный на рабочую температуру 120 °С композиционный материал КМУ-4ВМ сохраняет свои основные упруго-прочностные характеристики при рабочей температуре: модуль упругости при растяжении находится на уровне >95 %, при этом уровень сохранения прочности при растяжении и сжатии составляет соответственно 100 и 70 %, а прочности при межслойном сдвиге: 75 %.
Углепластики на основе расплавного полициануратного связующего ВСТ-1208 и углеродных высокомодульных жгутовых наполнителей ГЖ-25 (ВСТ-1208/ГЖ-25) и ЖГВ-430-12К (ВКУ-37) предназначены для применения в размеростабильных рамных конструкциях, работающих при температуре до 170 °С. Основные свойства углепластика на основе препрега ВСТ-1208/ГЖ-25 представлены в табл. 7.
Таблица 7
Упруго-прочностные свойства углепластика на основе препрега ВСТ-1208/ГЖ-25
Свойства |
Температура испытания, °С |
Значения свойств углепластика в направлении армирования [0°] |
Плотность, г/см3 |
– |
1,52–1,56 |
Модуль упругости при растяжении, ГПа |
20 120 170 |
235 230 230 |
Предел прочности, МПа: при растяжении |
20 120 170 |
1570 1460 1210 |
при сжатии |
20 170 |
960 770 |
при изгибе |
20 |
1520 |
при межслойном сдвиге |
20 |
29 |
Исследование образцов из углепластика на основе препрега ВСТ-1208/ГЖ-25 после длительной экспозиции (60 сут) при температуре 60 °C и относительной влажности 85 % показало, что среднее значение влагопоглощения (1,03 %) сравнимо с влагопоглощением типовых углепластиков на основе эпоксидной матрицы (до 1,2 %).
Разработанный на рабочую температуру 170 °С композиционный материал ВКУ-37 сохраняет свои основные упруго-прочностные характеристики при рабочей температуре: модуль упругости при растяжении находится на уровне 95 %, при этом уровень сохранения прочности при растяжении и сжатии составляет не менее 85 %, а прочности при межслойном сдвиге: 70 %. Основные свойства данного материала представлены в табл. 8.
Таблица 8
Упруго-прочностные свойства углепластика ВКУ-37
Свойства |
Температура испытания, °С |
Значения свойств углепластика |
|
однонаправленный [0°]n |
квазиизотропный [0°/90°/±45°]n |
||
Предел прочности, МПа: при растяжении |
20 170 |
2020 1784 |
525 510 |
при сжатии |
20 170 |
1030 890 |
390 375 |
при межслойном сдвиге |
20 170 |
69 47 |
– – |
Модуль упругости, ГПа: при растяжении |
20 170 |
235 225 |
80 80 |
при сжатии |
20 |
210 |
– |
В табл. 9 представлено сравнение основных свойств углепластиков ВКУ-37 и КМУ-4ВМ с зарубежным аналогом на основе эпоксидной матрицы.
Таблица 9
Сравнение свойств высокомодульных углепластиков на основе эпоксидной матрицы
Свойства |
Значения свойств углепластиков |
||
ВКУ-37 |
КМУ-4ВМ |
HexPly 954-3/М46J |
|
Предел прочности при растяжении, МПа |
2020 |
1273 |
2205 |
Модуль упругости при растяжении, ГПа |
235 |
224 |
245 |
Максимальная рабочая температура, °С |
170 (в течение 1000 ч) |
150 (в течение 100 ч) |
120 (данных нет) |
Наиболее высокотемпературными высокомодульными углепластиками, разработанными на рабочие температуры не менее 350–400 °С, являются материалы на основе лестничных полимеров, такие как ВКУ-14 и ВКУ-38, имеющие в своем составе связующее на основе тетрафталонитрильного мономера и катализатора.
Наиболее высокую эксплуатационную стойкость при температурах до 400 °С показал материал ВКУ-14 на основе связующего ИП-5. При изготовлении углепластика применяется метод нанесения порошка связующего на армирующие волокна электростатическим осаждением в камере псевдоожижения.
Основное назначение материала – изготовление термонагруженных деталей конструкционного назначения, в том числе широкохордных рабочих, статорных лопаток и других конструкционных элементов газотурбинного двигателя. Результаты исследования углепластика ВКУ-14 также показывают, что он обладает температурной стойкостью, в том числе при 370 °С в течение 500 ч и при 400 °С в течение 50 ч [22–26]. Основные свойства данного материала представлены в табл. 10.
Таблица 10
Упруго-прочностные свойства углепластика марки ВКУ-14
Свойства |
Температура испытания, °С |
Значения свойств углепластика в направлении армирования [0°] |
Модуль упругости при растяжении, ГПа |
20 300 400 |
210 160 140 |
Предел прочности, МПа: при растяжении |
20 300 400 |
1100 1000 990 |
при сжатии |
20 300 400 |
540 450 420 |
при изгибе |
20 300 400 |
1010 670 600 |
при межслойном сдвиге |
20 300 400 |
17 17 17 |
Ударная вязкость, кДж/м2 |
20 |
68 |
Разработанный на рабочую температуру до 400 °С композиционный материал ВКУ-14 сохраняет свои основные упруго-прочностные характеристики при рабочей температуре: модуль упругости при растяжении находится на уровне 65–70 %, при этом уровень сохранения прочности при растяжении и сжатии составляет соответственно 90 и 75 %, а прочности при межслойном сдвиге: 100 %.
На основе порошкообразного связующего ВСН-31 и углеродного однонаправленного тканого наполнителя УТОВ-300-200 из жгута ЖГВ-430-12К разработан углепластик ВКУ-38, который изготавливают по препреговой технологии методом нанесения порошка связующего с последующим его оплавлением. Основные свойства данного материала представлены в табл. 11.
Таблица 11
Упруго-прочностные свойства углепластика ВКУ-38
Свойства |
Температура испытания, °С |
Значения свойств углепластика в направлении армирования [0°] |
|
однонаправленный [0°]n |
квазиизотропный [0°/90°/±45°]n |
||
Предел прочности, МПа: при растяжении |
20 300 400 |
1170 1170 820 |
350 350 280 |
при сжатии |
20 300 400 |
500 420 360 |
234 182 163 |
при изгибе |
20 300 400 |
940 650 560 |
– – – |
при межслойном сдвиге |
20 300 400 |
48 34 31 |
– – – |
Модуль упругости, ГПа: при растяжении |
20 300 400 |
265 250 175 |
91 80 78 |
при сжатии |
20 |
201 |
70 |
при изгибе |
20 300 400 |
185 185 170 |
– – – |
Удельная ударная вязкость при изгибе, кДж/м2 |
20 |
83 |
68 |
Разработанный на рабочую температуру до 350 °С композиционный материал ВКУ-38 при однонаправленной укладке сохраняет свои основные упруго-прочностные характеристики при рабочей температуре: модуль упругости при растяжении находится на уровне 65 %, при этом уровень сохранения прочности при растяжении и сжатии составляет соответственно 70 и 72 %, а прочности при межслойном сдвиге: 65 %.
В табл. 12 приведено сравнение свойств высокотемпературных углепластиков ВКУ-38 и ВКУ-14 с зарубежным аналогом на основе фталонитрильного связующего.
Таблица 12
Сравнение свойств высокомодульных углепластиков
на основе высокотемпературных связующих
Свойства |
Значения свойств углепластика |
||
ВКУ-38 |
ВКУ-14 |
Phthalonitrile/IM7 (12k) |
|
Предел прочности, МПа: при растяжении |
1170 |
1100 |
2000 |
при межслойном сдвиге |
45 |
20 |
85 |
Модуль упругости при растяжении, ГПа |
255 |
210 |
183 |
Рабочая температура, °С |
До 400 |
400 |
350 |
Заключение
Разработанные высокомодульные углепластики на основе российских углеродных волокнистых однонаправленных и тканых наполнителей предназначены для применения в высоко- и средненагруженных авиационных конструкциях (таких как крыло, центроплан), элементах механизации крыла, корпусных деталях двигателя, антеннах и каркасах спутников, размеростабильных конструкциях, работающих при повышенных температурах, и используются при создании различных конструкций современной и перспективной авиационной и космической техники, отвечающих повышенным требованиям к жесткости, а также в энергетике, машино- и судостроении, атомной промышленности.
2. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения и цифровые технологии их переработки // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 4. С. 331–334.
3. Каблов Е.Н. Для освоения космоса нужны новые материалы // Научная Россия. URL: https://scientificrussia.ru/interviews/akademik-e-n-kablov-dlya-osvoeniya-kosmosa-nuzhny-novye-
materialy (дата обращения: 10.06.2022).
4. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. № 1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
5. Кербер М.Л., Виноградов В.М., Головкин Г.С. и др. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технология: учеб. пособие / под ред. А.А. Берлина. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Профессия, 2011. 556 с.
6. Колобков А.С. Полимерные композиционные материалы для различных конструкций авиационной техники (обзор) // Труды ВИАМ. 2020. № 6–7 (89). Ст. 05. URL: http://www.viam-woks.ru (дата обращения: 16.12.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-67-38-44.
7. Сидорина А.И., Гуняева А.Г. Рынок углеродных волокон // Химические волокна. 2016. № 4. С. 48–53.
8. Старцев О.В., Христофоров Д.А., Колюшниченко А.Б., Физулов Б.Г., Румянцев А.Ф., Гуняев Г.М., Раскутин А.Е. Размеростабильность высокомодульных углеродных волокон и углепластиков на их основе // Тез. докл. межотрасл. науч.-практ. конф. «Проблемы создания новых материалов для авиакосмической отрасли в XXI веке». М.: ВИАМ, 2002. С. 87.
9. Углеволокно: высокотехнологичное углеродное волокно на основе ПАН-прекурсора // Юматекс: офиц. сайт. URL: https://umatex.com/production/fiber/ (дата обращения: 20.07.2022).
10. Авиационные материалы: справочник в 13 т. / под общ. ред. Е.Н. Каблова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ВИАМ. Т. 7: Полимерные композиционные материалы. 2010. 210 c.
11. TenaxTM Filament Yarn // Teijin Carbon: офиц. сайт. URL: https://www.teijincarbon.com/products/tenaxr-carbon-fiber/tenaxr-filament-yarn (дата обращения: 03.02.2023).
12. Валуева М.И., Евдокимов А.А., Начаркина А.В., Губин А.М. Полимерные композиционные материалы и технологии в автомобилестроении (обзор) // Труды ВИАМ. 2022. № 1 (107). Ст. 06. URL: http://www.viam-woks.ru (дата обращения: 15.06.2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-1-53-65.
13. Мишкин С.И. Применение углепластиков в конструкциях беспилотных аппаратов (обзор) // Труды ВИАМ. 2022. № 5 (111). Ст. 08. URL: http://www.viam-woks.ru (дата обращения: 15.07.2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-5-87-95.
14. Гуняева А.Г., Сидорина А.И., Курносов А.О., Клименко О.Н. Полимерные композиционные материалы нового поколения на основе связующего ВСЭ-1212 и наполнителей, альтернативных наполнителям фирм Porcher Ind. и Toho Tenax // Авиационные материалы и технологии. 2018. № 3 (52). С. 18–26. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-3-18-26.
15. Раскутин А.Е. Полимерные композиционные материалы нового поколения для авиационной и космической техники // Сб. докл. конф. «Современные достижения в области создания перспективных неметаллических композиционных материалов и покрытий для авиационной и космической техники». М.: ВИАМ, 2015. URL: https://conf.viam.ru/conf/172/proceedings (дата обращения: 25.05.2022).
16. Раскутин А.Е. Конструкционные углепластики на основе новых связующих расплавного типа и тканей Porcher // Новости материаловедения. Наука и техника. 2013. № 5. Ст. 01. URL: http://materialsnews.ru (дата обращения: 04.06.2022).
17. Мишуров К.С., Мишкин С.И., Гуняева А.Г. Полимерные композиционные материалы для перспективных авиационных двигателей // Материалы II Всерос. науч.-техн. конф. «Полимерные композиционные материалы и производственные технологии нового поколения». М.: ВИАМ, 2017. С. 131–145.
18. Мухаметов Р.Р., Петрова А.П. Термореактивные связующие для полимерных композиционных материалов (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2019. № 3 (56). С. 48–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-3-48-58.
19. Гуняева А.Г. Разработки ФГУП «ВИАМ» в области полимерных композиционных материалов для авиационной и других отраслей промышлености // Тр. IV междисциплинарного научн. форума с междунар. участием «Новые материалы и перспективные технологии»: в 3 т. М.: Буки Веди, 2018. Т. 3. С. 71–72.
20. Валуева М.И., Зеленина И.В., Мишуров К.С., Гуляев И.Н. Обзор публикаций по разработкам лопаток из полимерных композиционных материалов для вентилятора авиационного двигателя // Вестник машиностроения. 2019. № 2. С. 34–41.
21. Раскутин А.Е. Российские полимерные композиционные материалы нового поколения, их освоение и внедрение в перспективных разрабатываемых конструкциях // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 349–367. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-349-367.
22. Гуняева А.Г., Раскутин А.Е., Гуляев И.Н., Сидорина А.И., Мишкин С.И. Полимерные композиционные материалы нового поколения для авиационной, электротехнической и строительной промышленности // Сб. докл. II Междунар. науч.-техн. конф. «Новые материалы и технологии глубокой переработки сырья – основа инновационного развития экономики России». М.: ВИАМ, 2017. URL: http://conf.viam.ru/conf/254/proceedings (дата обращения: 25.05.2022).
23. High temperature plastics market by type (polysulfones, polyimides, polyphenylene sulfide, fluoropolymers, and others), by end-use industries (electrical & electronic, transportation, industrial, medical, and others) – Global trends & forecast to 2019 // Markets and MarketsТМ: офиц. сайт. URL: https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/high-temperature-plastics-market-1192.html (дата обращения: 17.11.2021).
24. Шимкин А.А., Пономаренко С.А., Мухаметов Р.Р. Исследование процесса отверждения дифталонитрильного связующего // Журнал прикладной химии. 2016. Т. 89. № 2. С. 256–264.
25. Зеленина И.В., Гуляев И.Н., Кучеровский А.И., Мухаметов Р.Р. Термостойкие углепластики для рабочего колеса центробежного компрессора // Труды ВИАМ. 2016. № 2 (38). Ст. 08. URL: http://www.viam-woks.ru (дата обращения: 15.02.2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-2-8-8.
26. Раскутин А.Е. Термостойкие углепластики для конструкций авиационной техники, эксплуатирующихся при температурах до 400 °С: дис. … канд. техн. наук. М., 2007. 166 с.
27. Валевин Е.О., Зеленина И.В., Мараховский П.С., Гуляев А.И., Бухаров С.В. Исследование влияния тепловлажностного воздействия на фталонитрильную матрицу // Материаловедение. 2015. № 9. С. 15–19.
2. Kablov E.N. Materials of a new generation and digital technologies for their processing. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk, 2020, vol. 90, no. 4, pp. 331–334.
3. Kablov E.N. New materials are needed for space exploration. Nauchnaya Rossiya. Available at: https://scientificrussia.ru/interviews/akademik-e-n-kablov-dlya-osvoeniya-kosmosa-nuzhny-novye-
materialy (accessed: June 10, 2022).
4. Kablov E.N. Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030». Aviacionnye materialy i tehnologii, 2015, no. 1 (34), pp. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
5. Kerber M.L., Vinogradov V.M., Golovkin G.S. et al. Polymer composite materials: structure, properties, technology: textbook. Ed. A.A. Berlin. 3rd ed., rev. and add. St. Petersburg: Profession, 2011, 556 p.
6. Kolobkov A.S. Polymer composite materials for various aircraft structures (review). Trudy VIAM, 2020, no. 6–7 (89), paper no. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 10, 2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-67-38-44.
7. Sidorina A.I., Gunyaeva A.G. Carbon fiber market. Khimicheskie volokna, 2016, no. 4, pp. 48–53.
8. Startsev O.V., Khristoforov D.A., Kolyushnichenko A.B., Fizulov B.G., Rumyantsev A.F., Gunyaev G.M., Raskutin A.E. Dimensional stability of high-modulus carbon fibers and carbon plastics based on them. Reports of intersectoral scientific-practical. conf. "Problems of creating new materials for the aerospace industry in the XXI century". Moscow: VIAM, 2002, p. 87.
9. Carbon fiber: high-tech carbon fiber based on PAN precursor. Available at: https://umatex.com/production/fiber/ (accessed: July 20, 2022).
10. Aviation materials: a reference book in 13 vols. Ed. E.N. Kablov. 7th ed., rev. and add. Moscow: VIAM, vol. 7: Polymer composite materials, 2010, 210 p.
11. TenaxTM Filament Yarn. Available at: https://www.teijincarbon.com/products/tenaxr-carbon-fiber/tenaxr-filament-yarn (accessed: February 03, 2023).
12. Valueva M.I., Evdokimov A.A., Nacharkina A.V., Gubin A.M. Polymer composite materials and technologies in the automotive industry (rеview). Trudy VIAM, 2022, no. 1 (107), paper no. 06. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: June 15, 2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-1-53-65.
13. Mishkin S.I. Application of carbon fiber plastics in constructions of pilotless devices (review). Trudy VIAM, 2022, no. 5 (111), paper no. 08. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 15, 2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-5-87-95.
14. Gunyaeva A.G., Sidorina A.I., Kurnosov A.O., Klimenko O.N. Polymeric composite materials of new generation on the basis of binder VSE-1212 and the filling agents alternative to ones of Porcher Ind. and Toho Tenax. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2018, no. 3 (52), pp. 18–26. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-3-18-26.
15. Raskutin A.E. Polymer composite materials of a new generation for aviation and space technology. Report conf. "Modern achievements in the field of creating promising non-metallic composite materials and coatings for aviation and space technology". Moscow: VIAM, 2015. Available at: https://conf.viam.ru/conf/172/proceedings (accessed: May 25, 2022).
16. Raskutin A.E. Structural carbon plastics based on new melt-type binders and Porcher fabrics. Novosti materialovedeniya. Nauka i tekhnika, 2013, no. 5. URL: http://materialsnews.ru (date of access: 04.06.2022).
17. Mishurov K.S., Mishkin S.I., Gunyaeva A.G. Polymer composite materials for advanced aircraft engines. Materials of II All-Rus. sci.-tech. conf. "Polymer composite materials and production technologies of a new generation". Moscow: VIAM, 2017, pp. 131–145.
18. Mukhametov R.R., Petrova A.P. Thermosetting binders for polymer composites (review). Aviacionnye materialy i tehnologii, 2019, no. 3 (56), pp. 48–58. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-3-48-58.
19. Gunyaeva A.G. Developments of FSUE "VIAM" in the field of polymer composite materials for aviation and other industries. Reports of IV Interdisciplinary scientific forum with International participation "New materials and promising technologies": in 3 vols. Moscow: Buki Vedi, 2018, vol. 3, рр. 71–72.
20. Valueva M.I., Zelenina I.V., Mishurov K.S., Gulyaev I.N. Review of publications on the development of blades made of polymer composite materials for an aircraft engine fan. Vestnik mashinostroeniya, 2019, no. 2, pp. 34–41.
21. Raskutin A.E. Russian polymer composite materials of new generation, their exploitation and implementation in advanced developed constructions. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 349–367. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-349-367.
22. Gunyaeva A.G., Raskutin A.E., Gulyaev I.N., Sidorina A.I., Mishkin S.I. Polymer composite materials of a new generation for the aviation, electrical and construction industry. Reports of II Intern. sci.-tech. conf. "New materials and technologies for deep processing of raw materials – the basis for the innovative development of the Russian economy". Moscow: VIAM, 2017. Available at: http://conf.viam.ru/conf/254/proceedings (accessed: May 25, 2022).
23. High temperature plastics market by type (polysulfones, polyimides, polyphenylene sulfide, fluoropolymers, and others), by end-use industries (electrical & electronic, transportation, industrial, medical, and others) – Global trends & forecast to 2019. Available at: https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/high-temperature-plastics-market-1192.html (accessed: November 17, 2021).
24. Shimkin A.A., Ponomarenko S.A., Mukhametov R.R. Study of the curing process of a diphthalonitrile binder. Zhurnal prikladnoy khimii, 2016, vol. 89, no. 2, pp. 256–264.
25. Zelenina I.V., Gulyayev I.N., Kucherovskiy A.I., Mukhametov R.R. Heat-resistant CFRP for the impulse wheel of the centrifugal compressor. Trudy VIAM, 2016, no. 2 (38), paper no. 08. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: February 15, 2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-2-8-8.
26. Raskutin A.E. Heat-resistant carbon plastics for aircraft structures operating at temperatures up to 400 °C: Cand. Sc. (Tech.). Moscow, 2007, 166 p.
27. Valevin E.O., Zelenina I.V., Marakhovsky P.S., Gulyaev A.I., Bukharov S.V. Investigation of the effect of heat and moisture exposure on the phthalonitrile matrix. Materialovedenie, 2015, no. 9, pp. 15–19.