Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2021-0-7-39-47
УДК 546.82
М. А. Макушина, А. С. Кочетков, Н. А. Ночовная
ЛИТЕЙНЫЕ ТИТАНОВЫЕ СПЛАВЫ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ (обзор)

Рассмотрены литейные титановые сплавы, применяемые в конструкции авиационных изделий и двигателей. Представлены описания литейных свойств титановых сплавов. Изложены требования к отливкам из титановых сплавов, указанные в отраслевой нормативно-технической документации. Рассмотрены основные характеристики их свойств, достоинства и недостатки. Описаны некоторые методы повышения показателей механических свойств. Сделаны выводы о современной ситуации в области авиационных литейных титановых сплавов и изделий из них.

Ключевые слова: титан, литейные сплавы, литейные свойства, горячее изостатическое прессование, термическая обработка, интерметаллидные сплавы, легирующие элементы, titanium, casting alloys, casting properties, hot isostatic pressing, heat treatment, intermetallic alloys, alloying elements.

Введение

Широкое применение титановых сплавов в конструкциях авиационной и ракетной техники началось еще в середине 1960-х гг. Причиной этого стали известные преимущества титановых сплавов – например, такие как более высокая удельная прочность (отношение прочностных характеристик к плотности) в широком интервале температур по сравнению со сплавами алюминия, сталями и другими сплавами (табл. 1), а также коррозионная стойкость в различных средах [1–3]. Повышение удельной прочности материала деталей, как известно, ведет к облегчению конструкции, что является одним из основополагающих принципов современных разработок, и отражено в стратегии развития ФГУП «ВИАМ» [4].

Таблица 1

Сравнительные удельные характеристики сплавов на основе Ti, Al, Mg и Fe [5]

Сплав

Основа

сплава

Плотность d, кг/м3

Предел прочности при растяжении σв, МПа

Удельная прочность

σв/d, м22

АК12

АК9

АМ5

Алюминий

2660

2650

2780

160

230

335

7400

8700

12000

МЛ5

МЛ12

Магний

1830

1810

230

230

12600

12700

Сталь 25Л

Х18Н9ТЛ

Железо

7850

7900

450

490

5700

6200

ВТ5Л

ВТ20Л

Титан

4410

4500

690

940

15400

20900

 

В настоящее время наибольшее распространение получили литейные и деформируемые титановые сплавы. Литейные сплавы имеют меньшие прочность, пластичность и сопротивление усталости по сравнению с деформируемыми. Однако у литейных сплавов имеются и неоспоримые преимущества – возможность изготовления из них широкой номенклатуры сложнопрофильных фасонных деталей, а также повышенный (по сравнению с заготовками, обрабатываемыми давлением и последующей механической обработкой) коэффициент использования материала (КИМ). При изготовлении сложных титановых деталей из штампованных заготовок КИМ составляет 0,05–0,15. Применение фасонного литья для получения таких же деталей, или близких к ним по геометрической форме, позволяет повысить КИМ до 0,3 и более [2]. Несмотря на описанные преимущества, внедрение литейных титановых сплавов в машиностроительную отрасль началось гораздо позднее, чем деформируемых. Как известно, титан активно взаимодействует с газами и формовочными материалами в расплавленном состоянии, в связи с этим потребовалась разработка принципиально нового класса оборудования – вакуумного. Проблема взаимодействия с формовочными материалами в настоящее время также решена – формы изготавливают из графита, корунда, магнезита и силикатного песка ‒ материалов, имеющих наименьшее взаимодействие с расплавленным металлом [6].

 

Литейные характеристики сплавов на основе титана

Возможность применения деталей, изготовленных литьем, для изделий ответственного назначения, в том числе авиационных, зависит не только от уровня их механических характеристик, но и от комплекса литейных свойств выбранного сплава. Основополагающими литейными свойствами являются заполняемость и жидкотекучесть, температурный интервал кристаллизации, линейная и объемная усадка, остаточные макронапряжения.

Титановые сплавы от природы обладают довольно хорошими литейными свойствами. Соответственно двойной диаграмме состояния Ti–Al температурный интервал кристаллизации такой системы небольшой [6, 7]. Легирование сплавов другими элементами оказывает некоторое влияние на температурный интервал кристаллизации [8, 9], но для большинства используемых композиций он обычно не превышает 50–70 °С (табл. 2).

 

Таблица 2

Температуры ликвидус и солидус литейных титановых сплавов [10]

Сплав

ВТ1Л

ВТ5Л

ВТ6Л

ВТЗ-1Л

ВТ9Л

ВТ14Л

ВТ20Л

ВТ21Л

Ликвидус, °С

1670

1640

1650

1620

1620

1650

1620

1630

Солидус, °С

1655

1600

1590

1560

1560

1590

1560

1550

Жидкотекучесть– характеристика, показывающая способность сплава заполнять форму и определяемая по прекращению течения расплава в каналах специальных проб. Жидкотекучесть титановых сплавов находится приблизительно на уровне жидкотекучести углеродистой стали и наиболее эффективно повышается при легировании титана алюминием. Такие элементы, как цирконий, молибден, ниобий и олово, оказывают незначительное влияние на жидкотекучесть сплавов, а хром, марганец, железо, медь и кремний ухудшают ее.

Практически все литейные титановые сплавы, применяемые в авиа- и машиностроении, имеют близкие значения усадки. Линейная усадка сплавов в среднем составляет 1,5 % при литье в керамическую форму и ~2 % – в металлическую. Объемная усадка составляет ~3 %.

Остаточные напряжения I рода (макронапряжения) оказывают особенно заметное влияние на коробление крупных корпусных отливок. Для того чтобы избежать подобных явлений, на отливке устанавливают технологическую перемычку, препятствующую деформации отливки при извлечении ее из формы. Другой способ избавления от остаточных напряжений – отжиг, стабилизирующий структуру и механические свойства. Отливки, имеющие коробления, также могут быть подвергнуты правке в холодном состоянии или подогретыми до 500 °С с последующим контролем отсутствия трещин [11].

 

Требования к литейным титановым сплавам и отливкам из них

Как показано ранее, предел прочности и усталостные характеристики литых изделий ниже, чем у деформированных, поэтому для достижения наилучших показателей механических свойств применяют газостатирование при температурах 1000–1150 °C и давлении газа до 100 МПа [6]. За рубежом эту обработку называют газостатическим изотермическим прессованием или горячим изостатическим прессованием (ГИП).
В действительности прессования отливок как такового не происходит. Поэтому появилось другое название этого процесса – высокотемпературная газостатическая обработка (ВГО). При газостатировании залечиваются дефекты литья и измельчается структура, что приводит к улучшению комплекса механических свойств. Оптимальные параметры газостатирования позволяют повысить предел выносливости при циклических нагрузках не менее чем в 1,5‒2 раза [2, 12].

Согласно требованиям ОСТ 1 90060‒92 отливки из титановых сплавов поставляются в литом состоянии без термической обработки, однако по согласованию между Поставщиком и Заказчиком допустима поставка отливок, прошедших обработку ГИП и подвергнутых термообработке. Показатели механических свойств отливок представлены в табл. 3.

 

Таблица 3

Механические свойства отливок из титановых сплавов

Сплав

Предел прочности при растяжении, МПа

Предел

текучести,

МПа

Относительное

Ударная

вязкость, Дж/см2

удлинение

сужение

%

не менее

ВТ5Л

690–980

620

6

14

29

ВТ6Л

880–1080

790

5

10

25

ВТ9Л

930–1130

810

4

8

20

ВТ20Л

880–1130

780

5

12

27

ВТ21Л

980–1130

840

4

8

20

ВТ40Л

1030–1200

900

5

12

28

По ОСТ 1 90060‒92 предъявляются требования к дефектам необрабатываемых поверхностей отливок (допускаются дефекты, не превышающие по размеру и количеству указанные в табл. 4) и внутренней пористости (табл. 5) согласно баллу пористости, определяемому по согласованию между Поставщиком и Заказчиком [11].

 

Таблица 4

Нормы допустимых поверхностных дефектов в отливках из титановых сплавов

Площадь поверхности отливки, см2

Количество дефектов

на поверхности площадью 100 см2

Количество дефектов

на одной детали

не более

До 300

2

6

Свыше 300 до 600

3

8

Свыше 600 до 1000

4

12

Свыше 1000

6

15

 

Таблица 5

Нормы допустимой внутренней пористости в отливках из титановых сплавов

Балл

пористости

Характер пористости

Пористость (не более)

Размер пор, мм

Количество пор

на площади 1 см2

I

Малая пористость

0,1

4

II

Пониженная пористость

0,5

1,0

4

2

III

Средняя пористость

0,5

1,0

8

4

IV

Повышенная пористость

0,5

1,0

10

6

V

Большая пористость

От 0,1 до 1,5

20

 

Характеристики литейных титановых сплавов

Материалы для фасонного титанового литья представлены несколькими классами:

– α-сплавы (ВТ1Л и ВТ5Л);

– псевдо-α-сплавы (ВТ18УЛ, ВТ20Л и ВТ21Л) [13];

– (α + β)-сплавы со сравнительно невысоким количеством β-фазы (ВТ6Л, ВТ8Л, ВТ9Л, ВТ14Л и ВТ3-1Л);

– псевдо-β-сплав ВТ35Л;

– жаропрочные интерметаллидные титановые γ-сплавы (Ti-48-2-2, ВТИ-3Л, ВИТ7Л) [13, 14].

Для литейных титановых сплавов чаще всего применяют два вида термической обработки: отжиг для релаксации напряжений и стабилизации структуры (сплавы псевдо-α- и (α + β)-классов) и старение (псевдо-β-класс, так как сплав ВТ35Л находится в закаленном состоянии после заливки) [7].

Сплав ВТ1Л впервые применен для фасонного литья еще в 1956 г. [2]. Отливки из него обладают низкими прочностными свойства, однако их показатели пластичности наиболее высокие среди других литейных титановых сплавов. Сплав ВТ1Л обладает хорошим комплексом литейных характеристик, а также хорошей свариваемостью. Область его применения – коррозионностойкая арматура для химического производства.

Самым распространенным является α-сплав ВТ5Л, что вызвано отсутствием дорогостоящих и редких элементов в его составе, хорошим комплексом различных механических свойств (ударная вязкость, циклическая выносливость, пластичность), а также высокими литейными свойствами. Значение жидкотекучести сплава ВТ5Л наибольшее среди титановых сплавов [12, 15]. Недостатком сплава является невысокий уровень гарантированной прочности [16, 17]. Отливки из сплава хорошо свариваются и в то же время не склонны к горячему растрескиванию. Область применения сплава – литье фасонных отливок для элементов конструкции самолетов и деталей ГТД, а также для создания сложных сварных конструкций с повышенными требованиями к надежности в условиях эксплуатации. Для стабилизации структуры и снятия остаточных напряжений отливки из сплава ВТ5Л могут подвергаться полному или неполному отжигу.

Сплав ВТ6Л легирован Al и V, поэтому имеет преимущество перед сплавом ВТ5Л по прочностным характеристикам при схожих литейных свойствах и показателях пластичности. Сплав ВТ6Л хорошо сваривается, поэтому его применяют для создания надежных сварных элементов в сочетании с деформированными изделиями из сплава ВТ6, используемых в деталях самолета и авиационных двигателях [2]. Для снятия
остаточных напряжений проводят отжиг, предпочтительнее вакуумный (для предотвращения окисления поверхности и снижения скорости охлаждения), при температуре 700–800 °C.

Все зарубежные сплавы, применяемые для фасонного литья, совпадают по составу с аналогичными деформируемыми сплавами. Наибольшее распространение получил сплав марки Ti-6-4, который является наиболее распространенным титановым сплавом для производства фасонных отливок с начала 1950-х гг., поскольку обладает наилучшим сочетанием прочностных, пластических и технологических свойств. Сплавы, разработанные позднее, превосходят сплав марки Ti-6-4 или по уровню прочности, или по уровню пластичности, или по характеристикам жаропрочности и вязкости разрушения, но ни один из них не имеет таких сбалансированных характеристик, как сплав Ti-6-4. Сплав широко применяется ‒ из него изготавливают различные детали сложной конфигурации.

Сплавы ВТ3-1Л, ВТ9Л и ВТ14Л ‒ двухфазные сплавы с довольно значительным (10–15 % (по массе)) содержанием β-фазы [14]. Первые два сплава обладают повышенной жаропрочностью, в связи с чем их используют в авиационных двигателях для деталей с высокими требованиями к рабочей температуре. Ранее эти детали изготавливали штамповкой из тех же сплавов, поэтому при переходе на литье признано нецелесообразным менять их марку [6].

По аналогичной причине среди титановых сплавов, предназначенных для изготовления отливок, появился сплав ВТ14Л. При разработке данного сплава учитывали необходимость соединения отливок из сплава ВТ14Л с обшивкой из сплава ВТ14 методом сварки плавлением, поскольку использование для изготовления отливок сплава другой марки потребовало бы проведения дополнительных исследований. Для данного сплава характерны повышенные прочностные свойства при сохранении удовлетворительной пластичности и хорошая свариваемость.

Кроме того, для фасонного литья нередко применяется сплав ВТ20Л. Легирование дополнительно Mo и Zr обеспечивает его превосходство по сравнению со сплавом ВТ5Л по прочностным свойствам. При этом сплав отличается хорошими литейными характеристиками и отличной свариваемостью, в том числе и со сплавами других марок. Сплав ВТ20Л используется для изготовления элементов конструкции планера – колец, фланцев, обойм, корпусов, в том числе деталей сложной конфигурации, а также прочих деталей и узлов самолетов и ракетно-космической техники.

Специально разработанный литейный сплав ВТ21Л уступает остальным сплавам по своим литейным свойствам, но превосходит их по прочностным характеристикам [6]. Легирование Zr, Сr и Мо значительно расширяет область кристаллизации сплава и, как следствие, для него характерны пониженная жидкотекучесть и повышенная склонность к порообразованию. Отливки из сплава ВТ21Л обладают повышенным уровнем прочностных характеристик, но их пластичность невелика. Сплав применяется для изготовления отливок простой геометрической формы, используемых в конструкциях, подвергающихся воздействию высоких нагрузок.

Среди литейных титановых сплавов присутствует сплав ВТ23Л, обладающий высокими прочностными характеристиками. Однако сплавы ВТ1Л и ВТ5Л превосходят данный сплав по пластичности. Литейные свойства сплава ВТ23Л также находятся на невысоком уровне. В зависимости от скорости охлаждения структура изделий из сплава ВТ23Л может состоять из α-, β- и αʹʹ-фаз. Изделия, изготовленные из него, применяются в узлах и агрегатах, эксплуатируемых в условиях высоких температур [16, 18].

Из-за высокого содержания β-стабилизаторов в сплаве ВТ35Л при охлаждении после затвердевания сохраняется метастабильная b-структура. Последующее газостатирование и старение обеспечивают высокие прочностные характеристики при сохранении удовлетворительной пластичности, поэтому сплав относят к высокопрочным, с высокой усталостной долговечностью. Технологичность сплава находится приблизительно на одном уровне со сплавом ВТ20Л. Из сплава ВТ35Л могут изготавливать литые высоконагруженные детали для космической и авиационной техники [2, 19].

Из псевдо-α-титанового сплава ВТ18УЛ изготавливают отливки деталей крыльчаток и турбин, температура эксплуатации которых достигает 550 °С. Это связано с его способностью сохранять высокие значения прочностных характеристик даже при повышенных температурах. Литейные свойства сплава высокие благодаря хорошей жидкотекучести и заполняемости [12, 20].

В начале 2000-х гг. во ФГУП «ВИАМ» создан новый титановый литейный сплав ВТ40Л. При его разработке использован принцип экономного легирования, который основан на  применении небольших концентраций легирующих элементов, имеющих сравнительно невысокую стоимость и/или входящих в состав наиболее распространенных лигатур (ВнАл, АМТ, МФТА и т. д.). В таких сплавах также возможно использование доступных «естественных» лигатур ‒ например, ферротитана. Преимуществом такой концепции легирования сплавов является использование отходов титанового производства и лома при выплавке. Сплав ВТ40Л помимо основных легирующих элементов содержит элементы внедрения – углерод и кислород, которые являются сильными упрочнителями. Однако, как известно, элементы внедрения снижают пластичность сплава, в связи с чем во ФГУП «ВИАМ» проведена работа по подбору оптимального содержания кислорода и углерода в сплаве ВТ40Л [21–23] ‒ в результате достигнуты высокие значения надежности и прочностных характеристик в диапазоне рабочих температур (табл. 6). В табл. 7 представлены сравнительные данные о механических свойствах наиболее распространенных литейных титановых сплавов.

 

Таблица 6

Механические свойства сплава ВТ40Л при различных температурах [6]

Температура испытания, °С

σв,МПа

δ

ψ

KCU

KCT

 МПа

%

МДж/м2

–70

1340

7,3–8,5

14–21

 20

1030–1170

10,0–12,8

14–37

0,37–0,5

0,13–0,17

 350

790–855

10,7–12,7

27–40,3

760

 400

780–840

13,1–13,3

42

Таблица 7

Механические свойства литейных титановых сплавов [8]

Сплав

σв, МПа

σ0,2, МПа

δ, %

ψ, %

U, Дж/см2

ВТ5Л

690

618

6

14

29,4

ВТ6Л

834

736

5

10

24,5

ВТ20Л

932

834

8

20

24,5

ВТ40Л

1030

900

5

12

29,4

 

Как видно из данных, приведенных в табл. 6 и 7, экономнолегированный литейный титановый сплав ВТ40Л превосходит серийные промышленные сплавы ВТ6Л и ВТ20Л по механическим свойствам. Применение отливок из сплава ВТ40Л взамен отливок из сплавов ВТ6Л и ВТ20Л приведет к заметному увеличению прочности конструкции, повышению сопротивления усталости, а также к снижению массы конструкции.

Сплав предназначен для получения фасонных отливок кронштейнов, корпусов, крыльчаток, турбинных колес и промежуточных опор. Отливки из этого сплава имеют прочность на уровне 1030 МПа и повышенные характеристики многочасовой прочности при сопротивлении усталости, поэтому могут использоваться взамен сплавов ВТ6Л и ВТ20Л.

Во ФГУП «ВИАМ» имеется полный цикл производства литых изделий из сплавов титана, в том числе интерметаллидных, включающее вакуумно-дуговые печи для выплавки слитков массой до 35 кг, участок изготовления керамических форм и вакуумно-индукционную печь с водоохлаждаемым тиглем для литья отливок массой до 2–3 кг, газостат для проведения ГИП (ВГО), а также вакуумные и атмосферные печи для проведения термической обработки. На оборудовании ФГУП «ВИАМ» возможно изготовление отливок практически из любых литейных титановых сплавов, в том числе из сплава ВТ40Л.

 

Заключения

Литейные титановые сплавы широко востребованы ввиду существенного повышения КИМ при изготовлении сложнопрофильных деталей по сравнению с технологией изготовления деформируемых сплавов даже несмотря на превосходство последних по механическим характеристикам. При необходимости изготовления изделий сложной конфигурации технология обработки давлением существенно уступает литейной технологии. Однако достоинства деформированных изделий очевидны. Литейные характеристики титановых сплавов высоки ввиду природных особенностей сплавов, поэтому при освоении технологии литья не потребовалась разработка сплавов специальных составов – большинство марок сплавов по основным легирующим элементам совпадает с составом деформируемых сплавов. Титановые сплавы хорошо свариваются, поэтому возможно изготовление сложных сварных конструкций из деформированных и литых частей аналогичных по составу сплавов.

В авиастроении наиболее часто используемыми сплавами являются сплавы марок ВТ5Л, ВТ6Л и ВТ20Л. Однако в настоящее время существует сплав, превосходящий по механическим характеристикам и удельным свойствам упомянутые сплавы – это сплав ВТ40Л. Замена авиационных деталей из сплавов ВТ5Л, ВТ6Л и ВТ20Л на аналогичные детали из сплава ВТ40Л может привести к существенному улучшению весовых характеристик и, как следствие, к повышению топливной эффективности. Производителем отливок из сплава ВТ40Л наряду с другими предприятиями отрасли может быть и ФГУП «ВИАМ».

В настоящее время в конструкции авиационных двигателей целесообразно использовать литые лопатки турбины низкого давления из интерметаллидных титановых γ-сплавов взамен лопаток из жаропрочных никелевых сплавов. В связи с этим во ФГУП «ВИАМ» проводятся активные исследования и разработка материалов для такой замены [24–27].


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Каблов Е.Н. ВИАМ: материалы нового поколения для ПД-14 // Крылья Родины. 2019. № 7–8. С. 54–58.
2. Ильин А.А., Колачев Б.А., Полькин И.С. Титановые сплавы. Состав, структура, свойства: справочник. М.: ВИЛС-МАТИ, 2009. 520 с.
3. Антипов В.В. Перспективы развития алюминиевых, магниевых и титановых сплавов для изделий авиационно-космической техники // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 186–194. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-186-194.
4. Дуюнова В.А., Леонов А.А., Молодцов С.В. Вклад ВИАМ в разработку легких сплавов и борьбу с коррозией изделий ракетно-космической техники // Труды ВИАМ. 2020. № 2 (86). Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.02.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-2-22-30.
5. Бибиков Е.Л., Ильин А.А. Литье титановых сплавов: учеб. пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. 304 с.
6. Братухин А.Г., Бибиков Е.Л., Глазунов С.Г. и др. Производство фасонных отливок из титановых сплавов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВИЛС, 1998. 292 с.
7. Моисеев В.Н. Титан и титановые сплавы // Машиностроение: энциклопедия: в 40 т. / под ред. К.В. Фролова. М.: Машиностроение, 2001. T. II-3: Цветные металлы и сплавы. С. 272–353.
8. Колачев Б.А., Полькин И.С., Талалаев В.Д. Титановые сплавы разных стран. М.: ВИЛС, 2000. 318 с.
9. Titanium and titanium alloys. Fundamentals and applications / еd. C. Leyens, M. Peters. Wiley-VCH, 2003. 513 p.
10. Авиационные материалы: справочник: в 12 т. / под общ. ред. Е.Н. Каблова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ВИАМ, 2010. Т. 6: Титановые сплавы. 96 c.
11. Отливки фасонные из титановых сплавов. Технические условия: ОСТ 1 90060–92: утв. Департамент авиац. пром-сти Рос. Федерации 16.11.1992; ввод. в действие с 01.03.1993. М.: ВИАМ, 1992. 12 с.
12. Кузьмичева Л.Г., Введенская Е.К., Шаханова Г.В., Яновская Н.В. Развитие и промышленное применение высокотемпературной газостатической обработки титановых и жаропрочных никелевых сплавов // Технология легких сплавов. 1998. № 2. С. 20–24.
13. Каблов Е.Н., Кашапов О.С., Медведев П.Н., Павлова Т.В. Исследование двухфазного титанового сплава системы Ti–Al–Sn–Zr–Si–β-стабилизаторы // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 1 (58). С. 30–37. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-30-37.
14. Ночовная Н.А., Базылева О.А., Каблов Д.Е., Панин П.В. Интерметаллидные сплавы на основе титана и никеля / под общ. ред. Е.Н. Каблова. 2-е изд., с изм. и доп. М.: ВИАМ, 2019. 316 с.
15. Рахманкулов М.М., Пращенко В.М. Технология литья жаропрочных сплавов. М.: Интермет Инжиниринг, 2000. 464 с.
16. Илларионов А.Г., Попов А.А. Технологические и эксплуатационные свойства титановых сплавов: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 137 с.
17. Колачев Б.А., Елисеев Ю.С., Братухин А.Г., Талалаев В.Д. Титановые сплавы в конструкциях и производстве авиадвигателей и авиационно-космической техники. М.: Изд-во МАИ, 2001. 412 с.
18. Дзунович Д.А., Панин П.В., Лукина Е.А., Ширяев А.А. Влияние режимов термической обработки на структуру и свойства сварных крупногабаритных полуфабрикатов из титанового сплава ВТ23 // Труды ВИАМ. 2018. № 1 (61). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 24.03.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-1-7-7.
19. Борисова Е.А., Бочвар Г.А., Брун М.Я. и др. Титановые сплавы. Металлография титановых сплавов. М.: Металлургия, 1980. 464 с.
20. Братухин А.Г., Колачев Б.А., Садков В.В. и др. Технология производства титановых самолетных конструкций. М.: Машиностроение, 1995. 448 с.
21. Сплав на основе титана и изделие, выполненное из него: пат. 2222627 Рос. Федерация; заявл.03.06.02; опубл. 27.01.04.
22. Ночовная Н.А., Панин П.В., Алексеев Е.Б., Боков К.А. Современные экономнолегированные титановые сплавы: применение и перспективы развития // Металловедение и термическая обработка металлов. 2016. № 9 (735). С. 8–15.
23. Ночовная Н.А., Панин П.В., Кочетков А.С., Боков К.А. Опыт ВИАМ в области разработки и исследования экономнолегированных титановых сплавов нового поколения // Труды ВИАМ. 2016. № 9 (45). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 25.03.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-9-5-5.
24. Kochetkov A.S., Panin P.V., Nochovnaya N.A., Makushina M.A. Study of chemical inhomogeneity in beta-solidifying TiAl alloys of various composition // Metallurgist. 2021. Vol. 64. No. 9–10. P. 962–973. DOI: 10.1007/s11015-021-01077-1.
25. Горлов Д.С., Александров Д.А., Заклякова О.В., Азаровский Е.Н. Исследование возможности защиты интерметаллидного титанового сплава от фреттинг-износа путем нанесения ионно-плазменного покрытия // Труды ВИАМ. 2018. № 4 (64). Ст. 06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 12.03.2021). DOI: 10/18577/2307-6046-2018-0-4-51-58.
26. Кочетков А.С. Структура и свойства литейных титановых сплавов различных систем легирования в тонкостенных фасонных отливках: автореф. дис. … канд. техн. наук. М.: ВИАМ, 2016. 23 с.
27. Дзунович Д.А., Алексеев Е.Б., Панин П.В., Лукина Е.А., Новак А.В. Структура и свойства листовых полуфабрикатов из деформируемых интерметаллидных титановых сплавов разных классов // Авиационные материалы и технологии. 2018. № 2 (51). С. 17–25. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-2-17-25.
1. Kablov E.N. VIAM: new generation materials for PD-14. Krylya Rodiny, 2019, no. 7-8, pp. 54–58.
2. Ilyin A.A., Kolachev B.A., Polkin I.S. Titanium alloys. Composition, structure, properties: reference book. Moscow: VILS–MATI, 2009, 520 p.
3. Antipov V.V. Prospects for development of aluminium, magnesium and titanium alloys for aerospace engineering. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 186–194. DOI: 10.18577/2107-9140-2017-0-S-186-194.
4. Duyunova V.A., Leonov A.A., Molodtsov S.V. VIAM's contribution to the development of light alloys and the corrosion control of rocket and space technology products. Trudy VIAM, 2020, no. 2 (86), paper no. 03. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: February 26, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-2-22-30.
5. Bibikov E.L., Ilyin A.A. Casting of titanium alloys: textbook. Moscow: Alpha-M: INFRA-M, 2014, 304 p.
6. Bratukhin A.G., Bibikov E.L., Glazunov S.G. et al. Production of shaped castings from titanium alloys. 2nd ed., rev. and add. Moscow: VILS, 1998, 292 p.
7. Moiseev V.N. Titanium and titanium alloys. Mechanical engineering: encyclopedia: in 40 vols. Ed. K.V. Frolov. Moscow: Mechanical Engineering, 2001, vol. II-3: Non-ferrous metals and alloys, pp. 272–353.
8. Kolachev B.A., Polkin I.S., Talalaev V.D. Titanium alloys from different countries. Moscow: VILS, 2000, 318 p.
9. Titanium and titanium alloys. Fundamentals and applications. Ed. C. Leyens, M. Peters. Wiley-VCH, 2003, 513 p.
10. Aviation materials: reference book: in 12 vols. Ed. E.N. Kablova. 7th ed., rev. and add. Moscow: VIAM, 2010, vol. 6: Titanium alloys, 96 p.
11. OST 1 90060-92. Shaped castings from titanium alloys. Technical requirements.
12. Kuzmicheva L.G. Vvedenskaya E.K., Shakhanova G.V., Yanovskaya N.V. Development and industrial application of high-temperature gas-static treatment of titanium and heat-resistant nickel alloys. Tekhnologiya legkikh splavov, 1998, no. 2, pp. 20–24.
13. Kablov E.N., Kashapov O.S., Medvedev P.N., Pavlova T.V. Study of a α+β-titanium alloy based on a system of Ti–Al–Sn–Zr–Si–β-stabilizing alloying elements. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2020, no. 1 (58), pp. 30–37. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-30-37.
14. Nochovnaya N.A., Bazyleva O.A., Kablov D.E., Panin P.V. Intermetallic alloys based on titanium and nickel. Ed. E.N. Kablova. 2nd ed., rev. and add. Moscow: VIAM, 2019, 316 p.
15. Rakhmankulov M.M., Prashchenko V.M. Casting technology for high-temperature alloys. Moscow: Intermet Inzhiniring, 2000, 464 p.
16. Illarionov A.G., Popov A.A. Technological and operational properties of titanium alloys: textbook. Ekaterinburg: Ural University Publishing House, 2014, 137 p.
17. Kolachev B.A., Eliseev Yu.S., Bratukhin A.G., Talalaev V.D. Titanium alloys in the design and production of aircraft engines and aerospace technology. Moscow: MAI Publishing House, 2001, 412 p.
18. Dzunovich D.A., Panin P.V., Lukina E.A., Shiryaev A.A. Heat treatment effect on structure and properties of welded large-dimensioned semi-finished products from VT23 titanium alloy. Trudy VIAM, 2018, no. 1 (61), paper no. 07. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: March 24, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-1-7-7.
19. Borisova E.A., Bochvar G.A., Brun M.Ya. et al. Titanium alloys. Metallography of titanium alloys. Moscow: Metallurgiya, 1980, 464 p.
20. Bratukhin A.G., Kolachev B.A., Sadkov V.V. et al. Technology of production of titanium aircraft structures. Moscow: Mashinostroenie, 1995, 448 p.
21. Alloy based on titanium and a product made from it: pat. 2222627 Rus. Federation; filed 03.06.02; publ. 27.01.04.
22. Nochovnaya N.A., Panin P.V., Alekseev E.B., Bokov K.A. Modern economically alloyed titanium alloys: application and development prospects. Metallovedeniye i termicheskaya obrabotka metallov, 2016, no. 9 (735), pp. 8–15.
23. Nochovnaya N.A., Panin P.V., Kochetkov A.S., Bokov K.A. VIAM experience in the field of development and research of economically alloyed titanium alloys of new generation. Trudy VIAM, 2016, no. 9, paper no. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: March 25, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-9-5-5.
24. Kochetkov A.S., Panin P.V., Nochovnaya N.A., Makushina M.A. Study of chemical inhomogeneity in beta-solidifying TiAl alloys of various composition. Metallurg, 2021, vol. 64, no. 9-10, pp. 962–973. DOI: 10.1007/s11015-021-01077-1.
25. Gorlov D.S., Aleksandrov D.A., Zaklyakova O.V., Azarovskiy E.N. Investigation of the possibility of protection of intermetallic titanium alloy against fretting wear by ion-plasma coating. Trudy VIAM, 2018, no. 4 (64), paper no. 06. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: March 12, 2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-4-51-58.
26. Kochetkov A.S. The structure and properties of casting titanium alloys of various alloying systems in thin-walled shaped castings: thesis abstract, Cand. Sc. (Tech.). Moscow: VIAM, 2016, 23 p.
27. Dzunovich D.A., Alekseyev E.B., Panin P.V., Lukina E.A., Novak A.V. Structure and properties of sheet semi-finished products from various wrought intermetallic titanium alloys. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2018, no. 2 (51), pp. 17–25. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-2-17-25.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.