ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И НАПРЯЖЕНИЙ НА ХАРАКТЕР НАНОЧАСТИЦ γʹ-ФАЗЫ В СПЛАВЕ ВЖ175-ИД

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2019-0-12-3-10
УДК 669.018.44:669.245
Б. С. Ломберг, А. А. Шестакова, М. Н. Летников, М. М. Бакрадзе
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И НАПРЯЖЕНИЙ НА ХАРАКТЕР НАНОЧАСТИЦ γʹ-ФАЗЫ В СПЛАВЕ ВЖ175-ИД

Представлено исследование стабильности наноразмерных частиц γ'-фазы в деформируемом жаропрочном никелевом сплаве ВЖ175-ИД после испытаний на растяжение при комнатной температуре, на длительную прочность при максимальных рабочих температурах и нагрузках, а также после испытания по режимам, характерным для реальных деталей турбины высокого давления. Показан вклад зернограничных частиц γ'-фазы размером менее 100 нм в механизм упрочнения дискового деформируемого жаропрочного никелевого сплава ВЖ175-ИД при высоких температурах.

Ключевые слова: жаропрочный никелевый сплав, структура, γʹ-фаза, нанофаза, стабильность, разрушение, Ni-base superalloy, microstructure, γʹ-phase, nanophase, stability, fracture.

Введение

В настоящее время для высоконагруженных деталей горячего тракта современных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) применяют жаропрочные сплавы на никелевой основе (ЖНС). Из материалов, полученных по литейной технологии, изготавливают рабочие и сопловые лопатки с равноосной или монокристаллической структурой. Свариваемые ЖНС применяют для изготовления элементов камеры сгорания и сложнопрофильных деталей статора. Из никелевых сплавов, полученных методами пластической деформации и гранульной металлургии, производят диски последних ступеней компрессора высокого давления (КВД) и турбины высокого давления (ТВД) [1–3]. Диски относятся к группе основных деталей ГТД, так как в случае возможного разрушения невозможно гарантировать локализацию обломков детали в пределах корпуса двигателя, что может привести к полному отказу двигателя и созданию аварийной ситуации. Циклический ресурс наиболее нагруженных дисков ограничивает ресурс всей силовой установки [4–7].

Разработка новых материалов для авиационных ГТД – трудоемкий и многогранный процесс, многие из этапов которого требуют углубленных исследований. Необходимо подбирать химический состав сплава, разрабатывать технологию получения и обработки заготовок деталей, проводить полный комплекс механических испытаний при различных температурах, а также получать данные по изменению макро- и микроструктуры в процессе эксплуатации и влиянию этих изменений на механические свойства материала. Конечные результаты подвергают поэтапной проверке и анализу в процессе перехода от экспериментальных заготовок-прототипов к промышленным партиям деталей [8]. При разработке дисковых ЖНС, как правило, определяют предельные свойства материала: кратковременную прочность, пластичность и ударную вязкость в диапазоне рабочих температур, пределы длительной прочности и малоцикловой усталости при заданных по времени базах и условиях нагружения. Возможные изменения микроструктуры исследуют после выдержек и/или испытаний при данных предельных режимах [9].

В реальных конструкциях авиационных двигателей диски КВД и ТВД имеют определенные запасы по несущей способности и детали из жаропрочных сплавов испытывают меньшие нагрузки и температурное воздействие в течение гораздо более длительного времени, составляющего десятки тысяч часов. Несмотря на то что для дисковых ЖНС, применяемых для заготовок дисков современных ГТД, активное растворение упрочняющей γʹ-фазы начинается при температурах ˃800°С, определенные изменения микроструктуры возможны и при более низких температурах в условиях совместного воздействия температур и действующих механических нагрузок [10].

В связи с этим в данной работе поставлена задача поэтапно выявить закономерности изменения структурно-фазового состава деформируемого ЖНС марки ВЖ175-ИД, применяемого для дисков КВД и ТВД в составе ГТД пятого поколения, не только при температурном воздействии (длительная выдержка без нагрузки), но и при приложении нагрузки при комнатной температуре (растяжение), а также при испытаниях на длительную прочность, в том числе по режимам, характерным для реальных деталей ТВД.

В статье [11] описаны эффекты от усложнения легирования материала, особенности формирования структурных составляющих, их вклад в упрочнение, а также механические и технологические свойства деформируемого дискового сплава ВЖ175-ИД. Основной задачей проведенного исследования было определение стабильности частиц γʹ-фазы размером ˂100 нм (нанофазы) после каждого этапа термической обработки, а также после изотермических выдержек в интервале температур эксплуатации материала. Однако известно, что помимо температурного воздействия, важным фактором, влияющим на работоспособность материала, является нагрузка, так как в реальных условиях эксплуатации диски ГТД подвергаются сложному температурно-напряженному воздействию по сечению изделия. При этом по границам зерен активизируются процессы растворения γʹ-фазы, которые приводят к ускорению разупрочнения этих границ [12].

Цель данной работы – продолжение исследований морфологии и изменений наноразмерной γʹ-фазы. В задачи работы входило также изучение закономерностей изменения размера и морфологии частиц нанофазы при одновременном воздействии на материал температуры и постоянно приложенного напряжения, в том числе соответствующих реальным условиям эксплуатации дисков.

Работа выполнена в рамках реализации комплексной научной проблемы 9.7. «Высокотемпературные деформируемые сплавы и композиционные материалы, упрочненные тугоплавкими металлическими волокнами и частицами, карбидами, нитридами и др., истираемые уплотнительные материалы» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [13].

 

Материалы и методы

Аналогично предыдущей статье [11] в качестве материала для исследований выбран высокожаропрочный деформируемый сплав ВЖ175-ИД на основе никеля системы легирования Ni–Co–Cr–W–Mo–V–Al–Ti–Nb–C. Образцы из сплава получены после вакуумно-индукционной выплавки с переплавом в вакуумной дуговой печи, изотермической штамповки на воздухе в несколько переходов и стандартной термической обработки (закалки и двойного старения) для данного материала [14]. Для проведения механических испытаний из кольцевых припусков штамповок изготовлены гладкие цилиндрические образцы с рабочей частью диаметром 5 мм и рабочей длиной l=5d. Испытания на растяжение и длительную прочность проводили по ГОСТ 1497–84 и ГОСТ 10145–81 соответственно.

Для исследования микроструктуры изготовлены шлифы из зоны вблизи изломов рабочей части образцов вдоль оси приложения нагрузки. Изготовление образцов проводили на оборудовании фирмы Struers шлифованием с последующей полировкой суспензиями различной зернистости (от большей к меньшей). Исследование образцов проводили после электролитического травления раствором бихромата калия в фосфорной кислоте в течение 3–5 с при напряжении 1 В. Исследование микроструктуры проводили на растровом электронном микроскопе фирмы Hitachi модели SU 8010 при ускоряющем напряжении 15 кВ.

 

Результаты

Для определения влияния температур и напряжений на изменение наноразмерной γʹ-фазы в сплаве ВЖ175-ИД анализ микроструктуры проводили на образцах в три этапа:

1 – после растяжения при комнатной температуре;

2 – после испытаний на длительную прочность при максимальных (паспортных) значениях температуры и напряжения;

3 – после имитации температурно-напряженного состояния в диске ТВД пассажирского самолета при взлетном, крейсерском и комбинированном (взлетный+крейсерский) режимах.

 

Исследования после механических испытаний

при комнатной температуре

Для оценки влияния напряжений на изменение γʹ-фазы изготовлены продольные шлифы из рабочих частей образцов после растяжения при комнатной температуре. Съемку микроструктуры проводили максимально близко к «месту разрушения образца».

Структура границ зерен после растяжения (рис. 1, а, б) аналогична результатам, полученным после полной термической обработки (рис. 1, в). Микроструктура представлена крупными (~7 мкм) частицами первичной γʹ-фазы по границам зерен (рис. 1, а), вторичной γʹ-фазой кубоидной морфологии по всему объему зерен (размер ~250 нм) и третичной фазой по границам раздела зерен и фаз (~50 нм) (рис. 1, б).

 

 

Рис. 1. Микроструктура (а – ×2000; б, в – ×50000) образцов после испытаний на растяжение при 20°С [11]:

а – общий вид; б, в – структура межфазных границ и после полной термической обработки

При исследовании методом растровой электронной микроскопии при увеличениях до ×50000 в материале не обнаруживаются какие-либо изменения наноразмерных частиц γʹ-фазы после испытаний на растяжение при комнатной температуре, что соответствует научно-техническим литературным данным по аналогичным сплавам [15–17].

 

Исследования структуры после механических испытаний

при максимальных температурно-напряженных режимах

Работоспособность материала при конкретной температуре определяется напряжением, которому может сопротивляться сплав заданное время, а также стабильностью его структурно-фазовых составляющих. Для оценки стабильности субмикронных частиц γʹ-фазы проведены испытания образцов на длительную прочность по двум режимам (температуры и напряжения соответствуют паспортным характеристикам сплава ВЖ175-ИД для временно́й базы 100 ч):

– режим 1 – температура 650°С, приложенная постоянная нагрузка 1050 МПа (время до разрушения 247 ч);

– режим 2 – температура 750°С, приложенная постоянная нагрузка 637 МПа (время до разрушения 244 ч).

После проведения механических испытаний изготовлены продольные микрошлифы из рабочей части образцов. На рис. 2 представлены микроструктуры образца, испытанного по режиму 1. Вблизи зоны разрушения (рис. 2, а, б) наблюдается незначительное искажение морфологии вторичной γʹ-фазы, вызванное, вероятно, действием напряжений в процессе испытаний. Вдоль границ зерен и границ раздела фаз присутствуют частицы наноразмерной γʹ-фазы. Общий вид структуры в зоне разрушения (рис. 2, б) и на расстоянии 10 мм от него (рис. 2, в) – одинаковый. Следует отметить также, что общий вид микроструктуры и морфология вторичной и нанодисперсной γʹ-фазы в образцах после испытаний на длительную прочность и в образце после изотермической выдержки при температуре 650°С идентичны (рис. 2, г).

 

 

Рис. 2. Микроструктура (а – ×3000; б, в – ×30000; г – ×50000) образцов после испытаний
на жаропрочность по режиму 1 [11]:

а, б – зона разрушения; в – 10 мм от зоны разрушения; г – после выдержки при 650°С
без приложения нагрузки

При исследовании структуры образцов после механических испытаний по режиму 2 видны характерные «пустоты» по границам зерен (рис. 3, а). При большем увеличении видно, что вдоль границ зерен и межфазных границ отсутствует наноразмерная γʹ-фаза, а разрушение происходит преимущественно по границам зерен (рис. 3, б). Вторичная γʹ-фаза практически не имеет искажений в зоне разрыва, ее геометрическая форма и размер (~250 нм) не отличается от структуры, полученной после выдержки при температуре 750°С без приложения нагрузки (рис. 3, г).

 

 

Рис. 3. Микроструктура (а – ×3000; б, в – ×30000; г – ×50000) образцов после испытаний
на жаропрочность по режиму 2 [11]:

а, б – зона разрушения; в – 10 мм от зоны разрушения; г – после выдержки при 750°С
без приложения нагрузки

 

Исследование образца на расстоянии 10 мм от места разрушения (рис. 3, в) показало отсутствие «пустых» границ зерен. В структуре материала присутствует γʹ-фаза разной дисперсности, в том числе наноразмерная. Данная структура также не отличается от результатов, полученных после изотермической выдержки материала при 750°С без приложения нагрузки (рис. 3, г).

 

Исследования после механических испытаний

при реальных эксплуатационных нагрузках и температурах

Материалы для элементов ГТД всегда выбирают с запасом по предельно допустимым рабочим температурам и напряжениям. В большинстве современных пассажирских самолетов диски ГТД из ЖНС подвергаются температурному воздействию, не превышающему 600°С, однако они должны выдерживать достаточно длительный временной ресурс при данных температурах [18].

Для имитации реального режима эксплуатации дисков последних ступеней КВД и дисков первой и второй ступени ТВД образцы из сплава ВЖ175-ИД подвергали испытаниям по режимам, соответствующим реальным эксплуатационным нагрузкам в двигателе типа ПД-14 (см. таблицу).

Режимы испытаний образцов из сплава ВЖ175-ИД для имитации нагрузок

и температур в дисках ГТД

Режим испытания

Нагрузка,

МПа

Температура,

°С

Продолжительность испытания, ч

Взлетный

795

590

680

Крейсерский

883

510

1000

Взлетный и крейсерский

795/883

590/510

680+1000

 

За время испытаний ни один из образцов не был доведен до разрушения, а удлинение составило ˂1%, что соответствует запасам прочности и долговечности дисковых материалов. Для исследования микроструктуры использовали рабочую часть образцов (шлифы изготавливали вдоль оси приложения нагрузки при испытаниях).

 

 

Рис. 4. Микроструктура (×50000) образцов после имитации наработки:

а – взлетный режим; б – крейсерский режим; в – взлетный+крейсерский режим

 

За время испытаний структура всех образцов (рис. 4) не изменилась, по границам зерен присутствует γʹ-фаза размером до 100 нм, в теле зерна наблюдается вторичная γʹ-фаза размером до 300 нм, что соответствует исходному состоянию сплава после полной термической обработки.

 

Обсуждение и заключения

По результатам проведенных исследований установлено, что приложение кратковременной разрывающей нагрузки при комнатной температуре не влияет на морфологию вторичной и наноразмерной γʹ-фазы в сплаве ВЖ175-ИД. Разрушение происходит преимущественно по внутризеренному механизму, что соответствует данным по жаропрочным никелевым сплавам-аналогам [19, 20].

При воздействии максимальных температур и нагрузок при испытаниях на длительную прочность по паспортным режимам сплава ВЖ175-ИД при температуре 650°С в материале отсутствует деградация структуры, обнаруживаемая при увеличении до ×50000. Общий вид субмикронной структуры аналогичен структуре материала после изотермической выдержки при такой же температуре, но без приложения нагрузки. Разрушение образца происходит преимущественно по тому же механизму, что и при комнатной температуре (внутризеренному).

При увеличении температуры до 750°С с соответствующей нагрузкой в зоне разрушения образца наблюдаются «пустоты» вдоль межфазных границ. Предположительно на их месте присутствовала наноразмерная γʹ-фаза, которая растворилась под одновременным воздействием высоких температур и напряжений. Однако следует отметить, что расчетная база для жаропрочности при температуре 750°С с нагрузкой 637 МПа составляет 100 ч, а продолжительность испытания до разрушения образца составила 244 ч.

В работе [9] показано, что растворение наноразмерной γʹ-фазы под воздействием температуры начинается при 800°С, а скорость данного процесса увеличивается с повышением температуры. После изотермической выдержки в течение 2 ч при температуре 850°С нанофаза в сплаве ВЖ175-ИД отсутствует, т. е. под действием нагрузки растворение наноразмерной γʹ-фазы происходит уже при 750°С. Полученные результаты свидетельствуют, что наличие нанодисперсной γʹ-фазы по границам зерен вносит определенный вклад в упрочнение сплава ВЖ175-ИД и сдерживает механизмы зернограничного разрушения.

Исследования структуры после имитации крейсерского и взлетного режимов работы двигателя показали, что структура сплава ВЖ175-ИД в этих условиях стабильна, несмотря на длительные выдержки: по границам зерен и границам раздела фаз присутствуют частицы наноразмерной γʹ-фазы, упрочняющая фаза имеет преимущественно кубоидную структуру со средним размером частиц 250 нм.

Дальнейшие исследования в данной области будут связаны с анализом изменения микроструктуры сплава ВЖ175-ИД после эксплуатации в составе двигателя, а также при учете возможных забросов температур в компрессоре и турбине при работе двигателя на максимальных режимах.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Новые материалы / под ред. Ю.С. Карабасова. М.: МИСИС, 2002. 736 с.
2. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения // Защита и безопасность. 2014. №4. С. 28–29.
3. Zhang G.Q. Research and Development of High Temperature Structural Materials for Aero-Engine Application // Acta Metallurgica sinica. 2005. Vol. 18. No. 4. P. 443–452.
4. Каблов Е.Н. ВИАМ: материалы нового поколения для ПД-14 // Крылья Родины. 2019. №7–8. С. 54–58.
5. Иноземцев А.А., Сандарский В.Л. Газотурбинные двигатели. Пермь: Авиадвигатель, 2006. 1204 с.
6. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения – основа инноваций, технологического лидерства и национальной безопасности России // Интеллект и технологии. 2016. №2 (14). С. 16–21.
7. Reed R.C. The Superalloys. Fundamentals and Applications. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 372 p.
8. Чабина Е.Б. Влияние эксплуатационных факторов на состояние поверхностей раздела в материале высокожаропрочных никелевых сплавов для дисков ГТД // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №8. Ст. 02. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 04.10.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-8-2-2.
9. Арзамасов Б.Н., Сидорин И.И., Косолапов Г.Ф. и др. Материаловедение: учеб. для высших технических учебных заведений. 8-е изд. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 648 с.
10. Назаркин Р.М., Колодочкина В.Г., Оспенникова О.Г., Орлов М.Р. Необратимые изменения тонкой структуры монокристаллов жаропрочных никелевых сплавов в процессе длительной эксплуатации турбинных лопаток // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2015. №12. Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 04.10.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-12-3-3.
11. Ломберг Б.С., Шестакова А.А., Бакрадзе М.М., Карачевцев Ф.Н. Исследование стабильности γʹ-фазы размером менее 100 нм в жаропрочном никелевом сплаве ВЖ175-ИД // Авиационные материалы и технологии. 2018. №4 (53). С. 3–10. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-4-3-10.
12. Симс Ч.Т., Столофф Н.С., Хагель У.К. Суперсплавы II: Жаропрочные материалы для аэрокосмических и промышленных энергоустановок в 2 кн. М.: Металлургия, 1995. Кн. 2. 369 с.
13. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
14. Овсепян С.В., Ломберг Б.С., Бакрадзе М.М., Летников М.Н. Термическая обработка деформируемых жаропрочных никелевых сплавов для дисков ГТД // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение. 2011. №SP2. С. 122–130.
15. Логунов А.В., Шмотин Ю.Н. Современные жаропрочные никелевые сплавы для дисков газовых турбин (материалы и технологии). М.: Наука и технология, 2013. 264 с.
16. Boittin G., Locq D., Rafray A., Caron P., Kanouté P., Gallerneau F., Cailletaud G. Influence of γʹ precipitate size and distribution on LCF behavior of a PM disk superalloy // Superalloys-2012. USA: TMS, 2012. P. 167–176.
17. Yiqiang C., Prasath R., Slater T.J.A. et al. An investigation of diffusion-mediated cyclic coar-sening and reversal coarsening in an advanced Ni-based superalloy // Acta Materialia. 2016. Vol. 110. P. 295–305.
18. На пути к 3-й стратегии управления ресурсом [Электронный ресурс]. URL: http://www.pmz.ru/pr/other/aviadv/IB-16/IB-16_26/ (дата обращения: 04.10.2019).
19. Бакрадзе М.М., Ломберг Б.С., Филонова Е.В., Чабина Е.Б. Оценка структурно-фазовой стабильности жаропрочного сплава ВЖ175 после термической обработки и имитаций наработок при рабочей температуре // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. №7 (55). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 04.10.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-7-5-5.
20. Powell A., Bain K., Wessman A. et al. Advanced supersolvus nickel powder disk alloy DoE: chemistry, properties, phase transformations and thermal stability // Superalloys-2016. USA: TMS, 2016. P. 189–197.
1. Novyye materialy / pod red. Yu.S. Karabasova [New materials / ed. Yu.S. Karabasov]. M.: MISIS, 2002. 736 s.
2. Kablov E.N. Materialy novogo pokoleniya [Generation Materials] // Zashchita i bezopasnost. 2014. №4. S. 28–29.
3. Zhang G.Q. Research and Development of High Temperature Structural Materials for Aero-Engine Application // Acta Metallurgica sinica. 2005. Vol. 18. No. 4. P. 443–452.
4. Kablov E.N. VIAM: materialy novogo pokoleniya dlya PD-14 [VIAM: new generation materials for PD-14] // Krylya Rodiny. 2019. №7–8. S. 54–58.
5. Inozemtsev A.A., Sandarskiy V.L. Gazoturbinnyye dvigateli [Gas turbine engines]. Perm: Aviadvigatel, 2006. 1204 s.
6. Kablov E.N. Materialy novogo pokoleniya – osnova innovatsiy, tekhnologicheskogo liderstva i natsionalnoy bezopasnosti Rossii [Materials of a new generation - the basis of innovation, technological leadership and national security of Russia] // Intellekt i tekhnologii. 2016. №2 (14). S. 16–21.
7. Reed R.C. The Superalloys. Fundamentals and Applications. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 372 p.
8. Chabina E.B. An influence of operational factors on the state of interfaces in high heat-resistant Ni-based alloys intended for GTE discs // Trudy VIAM : elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2015. №8. St. 02. Available at: http://viam-works.ru (accessed: October 04, 2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-8-2-2.
9. Arzamasov B.N., Sidorin I.I., Kosolapov G.F. i dr. Materialovedeniye: ucheb. dlya vysshikh tekhnicheskikh uchebnykh zavedeniy. 8-ye izd. [Material science: textbook. for higher technical educational institutions. 8th ed.]. M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana, 2008. 648 s.
10. Nazarkin R.M., Kolodochkina V.G., Ospennikova O.G., Orlov M.R. Neobratimyye izmeneniya tonkoy struktury monokristallov zharoprochnykh nikelevykh splavov v protsesse dlitelnoy ekspluatatsii turbinnykh lopatok [The irreversible structural modification of single crystals fine structure of Ni-based superalloys at enduring operation of turbine blades] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2015. №12. St. 03. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: October 04, 2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-12-3-3.
11. Lomberg B.S., Shestakova A.A., Bakradze M.M., Karachevtsev F.N. Issledovaniye stabilnosti gʹ-fazy razmerom meneye 100 nm v zharoprochnom nikelevom splave VZh175-ID [The investigation of the stability of γ-phase with size below 100 nm in Ni-base superalloy VZh175-ID] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2018. №4 (53). S. 3–10. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-4-3-10.
12. Sims Ch.T., Stoloff N.S., Khagel U.K. Supersplavy II: Zharoprochnyye materialy dlya aerokosmicheskikh i promyshlennykh energoustanovok v 2 kn. [Superalloys II: Heat-resistant materials for aerospace and industrial power plants in 2 kn.]. M.: Metallurgiya, 1995. Kn. 2. 369 s.
13. Kablov E.N. Innovacionnye razrabotki FGUP «VIAM» GNC RF po realizacii «Strategicheskih napravlenij razvitiya materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda» [Innovative developments of FSUE «VIAM» SSC of RF on realization of «Strategic directions of the development of materials and technologies of their processing for the period until 2030»] // Aviacionnye materialy i tehnologii. 2015. №1 (34). S. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
14. Ovsepyan S.V., Lomberg B.S., Bakradze M.M., Letnikov M.N. Termicheskaya obrabotka deformiruyemykh zharoprochnykh nikelevykh splavov dlya diskov GTD [Heat treatment of deformable heat-resistant nickel alloys for GTE disks] // Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser.: Mashinostroyeniye. 2011. №SP2. S. 122–130.
15. Logunov A.V., Shmotin Yu.N. Sovremennyye zharoprochnyye nikelevyye splavy dlya diskov gazovykh turbin (materialy i tekhnologii) [Modern heat-resistant nickel alloys for gas turbine disks (materials and technologies)]. M.: Nauka i tekhnologiya, 2013. 264 s.
16. Boittin G., Locq D., Rafray A., Caron P., Kanouté P., Gallerneau F., Cailletaud G. Influence of γʹ precipitate size and distribution on LCF behavior of a PM disk superalloy // Superalloys-2012. USA: TMS, 2012. P. 167–176.
17. Yiqiang C., Prasath R., Slater T.J.A. et al. An investigation of diffusion-mediated cyclic coarsening and reversal coarsening in an advanced Ni-based superalloy // Acta Materialia. 2016. Vol. 110. P. 295–305.
18. Na puti k 3-y strategii upravleniya resursom [On the way to the 3rd resource management strategy]. Available at: http://www.pmz.ru/pr/other/aviadv/IB-16/IB-16_26/ (accessed: October 04, 2019).
19. Bakradze M.M., Lomberg B.S., Filonova Ye.V., Chabina Ye.B. Otsenka strukturno-fazovoy stabilnosti zharoprochnogo splava VZh175 posle termicheskoy obrabotki i imitatsiy narabotok pri rabochey temperature [Superalloy VJ175 structural and phase stability assessment after heat treatment and exposure at working temperature] // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tehnich. zhurn. 2017. №7 (55). St. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: October 04, 2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-7-5-5.
20. Powell A., Bain K., Wessman A. et al. Advanced supersolvus nickel powder disk alloy DoE: chemistry, properties, phase transformations and thermal stability // Superalloys-2016. USA: TMS, 2016. P. 189–197.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.