ВЫБОР ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ КОРРОЗИОННОСТОЙКИХ СТАЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ПРИ КОНТАКТЕ С АЛЮМИНИЕВЫМИ СПЛАВАМИ

Статьи

 




dx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2025-0-9-63-76
УДК 621.357.74
Л. И. Закирова, С. В. Сибилева, А. И. Вдовин, М. А. Кольцова
ВЫБОР ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ КОРРОЗИОННОСТОЙКИХ СТАЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ПРИ КОНТАКТЕ С АЛЮМИНИЕВЫМИ СПЛАВАМИ

Проведены электрохимические исследования образцов из коррозионностойких сталей 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т и алюминиевых сплавов 1163, В95, 1933 (с покрытиями и без покрытий): определены значения стационарных потенциалов, модуля импеданса, потенциала и плотности тока контактной коррозии, потенциала перепассивации. По результатам коррозионных испытаний в камере соляного туманав течение 2160 чпакетов образцов из коррозионностойких сталей с гальваническими покрытиями и алюминиевых сплавов (Ан.Окс.нхр) выбрано гальваническое покрытие, не уступающее по защитной способности кадмиевому покрытию.

Ключевые слова: электроосаждение, кадмиевое покрытие, покрытие сплавом, гальванотермическое покрытие, спектроскопия электрохимического импеданса, анодные и катодные поляризационные кривые, потенциал контактной коррозии, плотность тока контактной коррозии, ускоренные коррозионные испытания, electrodeposition, cadmium coating, alloy coating, electrodeposited coating, electrochemical impedance spectroscopy, anodic and cathodic polarization curves, contact corrosion potential, contact corrosion current density, acc

Введение

В экологических нормах предъявляются строгие требования к автомобильной и авиационной промышленности по сокращению выбросов загрязняющих веществ за счет производства все более энергоэффективных транспортных систем. В настоящее время основные усилия в этих отраслях направлены на снижение массы изделий, замену некоторых сталей более легкими сплавами [1, 2].

В отечественном самолетостроении основным материалом для обшивки фюзеляжа являются листы из алюминиевого сплава 1163-АТВ на основе системы Al–Cu–Mg. Для верхней панели крыла применяется высокопрочный алюминиевый сплав В95о.ч.-Т1 системы Al–Zn–Mg–Cu, из которого также производят фюзеляж и рамы [3]. При производстве панелей крыла применяют болтовое и заклепочное соединения, так как данный сплав склонен к растрескиванию при сварке [4].

Одним из основных материалов для изготовления деталей внутреннего силового набора современных изделий авиационной техники является высокопрочный алюминиевый сплав 1933 [5, 6], который выпускают в виде поковок, штамповок, массивных прессованных полос толщиной до 250 мм.

К крепежным элементам, применяемым при производстве авиационных конструкций, предъявляются повышенные требования к прочности и коррозионной стойкости, поэтому использование коррозионностойкой стали в качестве основного материала для изготовления крепежа является приоритетным направлением [7].

Таким образом, в усовершенствованных конструкциях различных летательных аппаратов возрастает количество контактов разнородных металлов, что значительно увеличивает риск образования гальванической пары при отсутствии изоляции между контактирующими поверхностями в условиях эксплуатации при воздействии влаги и других агрессивных факторов, что приводит к усиленной контактной коррозии одной из деталей [8, 9].

Сведения о контактной коррозии изложены как в научных монографиях, обзорах и статьях, так и в стандартах [10]. Наиболее полно контактная коррозия рассмотрена в монографии [11], в которой большое внимание уделено также контактной коррозии в атмосферных условиях. Американским обществом ASTM в серии STP выпущена книга, посвященная контактной и питтинговой коррозии [12]. Обзор по контактной коррозии в атмосферных условиях представлен в работе [13].

На шкале потенциалов распространенные металлы перечислены в порядке от наиболее анодных до наиболее катодных (благородных). Чем дальше друг от друга находятся металлы в этом ряду, тем больше разница и скорость коррозии между ними. Судя по шкале потенциалов, алюминий более электроотрицателен, чем железо. На скорость коррозии также влияет площадь поверхности анода по сравнению с катодом. Например, небольшой винт из нержавеющей стали в мачте большой яхты, сделанной из алюминия, будет вызывать коррозию алюминия от незначительной до умеренной, но небольшой алюминиевый винт в большом фитинге из нержавеющей стали с морской водой будет означать, что маленький алюминиевый винт очень быстро прокорродирует. Поэтому следует избегать контакта разнородных металлов в местах, где может скапливаться влага.

Для повышения коррозионной стойкости деталей из стали широко применяются металлические покрытия, которые защищают от коррозии не только стальную деталь, но и контактирующие материалы из других более электроотрицательных металлов. Например, соединение деталей из стали и алюминиевого сплава без покрытия в присутствии электропроводящего электролита приводит к интенсивному коррозионному поражению алюминиевых деталей.

Для защиты стальных деталей широко применяется кадмирование и цинкование, так как эти металлы по своим электрохимическим свойствам близки к алюминию [14]. Недостатками цинковых покрытий являются их низкая коррозионная стойкость и непродолжительная защита, особенно в условиях морской атмосферы, поэтому для защиты стальных изделий, эксплуатируемых в морской атмосфере, используют кадмиевое покрытие. Однако кадмий токсичен и вреден для окружающей среды, поэтому его применение в авиастроении сокращается [15‒17].Существующие альтернативы пока не могут обеспечить достаточную защиту от контактной коррозии в течение всего срока службы изделия, а некоторые из них сложны в применении и небезопасны [18‒20].

В работе [21] по результатам испытаний на контактную коррозию сборных образцов «сталь марки 08Х18Н10 (с различными покрытиями)‒алюминиевый сплав 1440 (Ан.Окс.нхр)» установлено, что высокими защитными свойствами обладают покрытия цинк-никель, олово-цинк и гальванотермическое покрытие.

В данной статье рассматриваются несколько распространенных покрытий сплавами на основе цинка и многослойные гальванотермические покрытия в сравнении с кадмиевым покрытием, а также представлены результаты электрохимических исследований коррозионностойких сталей 08Х18Н10, 12Х18Н10Т и алюминиевых сплавов 1163, В95, 1933 (с покрытиями и без покрытий).

 

Материалы и методы

В работе применяли образцы из сталей марок 08Х18Н10, 12Х18Н10Т и алюминиевых сплавов 1163, 1933, В95:

– для электрохимических исследований ‒ образцы размером 70×30×2 мм;

– для испытаний в камере соляного тумана (КСТ) ‒ образцы из сталей (70×25×2 мм) и алюминиевых сплавов (110×65×2 мм) с отверстиями М8.

Для подготовки, осаждения и наполнения покрытия на образцах из алюминиевых сплавов использовали электролиты в соответствии с ГОСТ 9.305‒84 [22]. Анодное оксидирование образцов из алюминиевых сплавов проводили в растворе H2SO4 в течение 30 мин с последующим наполнением покрытия в растворе K2Cr2O7 в течение 30 мин. Средняя толщина покрытия Ан.Окс.нхр составила 10 мкм.

Для приготовления растворов и электролитов применяли реактивы марок «хч» или «чда», деионизированную воду с электропроводностью не более 1 мкСм/см.

Обезжиривание образцов из сталей проводили в щелочном растворе при температуре 65 °С в течение 10 мин [22]. В соответствии с ГОСТ 9.402‒2004 [23] осуществляли контроль качества обезжиривания.

Активацию поверхности стальных образцов и нанесение никелевого подслоя проводили в соответствии с ГОСТ 9.305‒84 [22].

Термообработку образцов с покрытиями осуществляли в воздушной среде в сушильном шкафу: покрытие Ц-Н(85)9 ‒ при температуре 190 °С в течение 2 ч [24], гальванотермическое покрытие ‒ по двухступенчатому режиму.

Электрохимические исследования проводили с помощью потенциостата-гальваностата. Использовали трехэлектродную ячейку объемом 350 мл, позволяющую задавать рабочую (контактную) площадь образца 1 см2. Платиновую сетку (2,5×2,5 мм) применяли в качестве вспомогательного электрода, хлорсеребряный электрод (х.с.э.) в насыщенном растворе KCl ‒ в качестве электрода сравнения (потенциал относительно нормального водородного электрода +197 мВ). В качестве рабочего электролита использовали 3%-ный раствор NaCl. Исследование проводили путем измерения потенциала разомкнутой цепи Ер.ц и регистрации потенциодинамических кривых: анодных (АПК) и катодных (КПК) поляризационных кривых. Измерение Ер.ц образцов осуществляли в течение 1 ч, принимая за стационарный потенциал Ест конечное значение при условии, что изменение Ер.ц за последние 0,5 ч не превышало 30 мВ. Построение АПК и КПК проводили после выдержки в растворе в течение 1 ч. Устанавливали начальное значение потенциалов относительно Ест: для АПК ‒ положительнее на 100 мВ, для КПК – отрицательнее на 100 мВ. Использовали скорость развертки потенциала 0,166 мВ/с. Снятие АПК завершали при достижении потенциала +1000 мВ или плотности тока 20 мА/см2. Снятие КПК прекращали при достижении потенциала –1000 мВ либо плотности тока 20 мА/см2. Перед проведением измерений для удаления продуктов коррозии с поверхности образцов применяли шлифование (для образцов без покрытия) или выдержку при потенциале –1,2 В в течение 2 мин (для образцов с покрытием).

Ввиду высокого сопротивления анодно-оксидного покрытия на сплавах алюминия построение АПК и КПК не представляется возможным и указанный метод не подходит для характеристики подобных покрытий. Поэтому для электрохимической экспресс-оценки защитных свойств таких покрытий применяли метод спектроскопии электрохимического импеданса (СЭИ), суть которого заключается в анализе отклика электрохимической системы «электролит‒покрытие‒металл», к которой прилагается электрический сигнал (обычно синусоидальной формы) малой амплитуды (несколько десятков мВ) относительно свободного потенциала [21]. Самым простым способом оценки защитных свойств покрытий с использованием метода СЭИ является определение модуля импеданса при частоте 0,1 Гц (импеданс в области низких частот характеризует барьерные свойства покрытия). Исследование с помощью СЭИ проводили в диапазоне частот от 0,01 до 100 кГц (10 точек на одну декаду) посредством приложения синусоидального сигнала с амплитудой 25 мВ.

Пакеты, состоящие из образцов коррозионностойких сталей 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т с электрохимическими покрытиями (сплавом цинк-никель (Ц-Н(85)9.хр), гальванотермическим (Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр), кадмиевым (Кд9.хр)) и образцов из алюминиевых сплавов 1163, В95, 1933 с Ан.Окс.нхр, для испытаний на контактную коррозию изготавливали в соответствии с ГОСТ 9.909‒2023 (тип 2) (рис. 1) [25]. Испытания проводили в КСТ в соответствии с ГОСТ 9.308‒85 (метод 1) [26] с непрерывным распылением 5%-ного нейтрального раствора NaCl в течение 2160 ч при температуре 35±2 °С и относительной влажности 95 %. Соотношение площади стального образца к площади образца из алюминиевого сплава составляло 1:4.

 

 

Рис. 1. Схема сборки пакета образцов для коррозионных испытаний: 1 ‒ коррозионностойкая сталь с гальваническим покрытием; 2 ‒ алюминиевый сплав с Ан.Окс.нхр; 3 ‒ полипропиленовые болт, гайка и шайба

Измерение глубины коррозионных поражений на образцах алюминиевых сплавов в местах контакта со стальными образцами проводили с помощью профилометра в трех точках после удаления продуктов коррозии в растворе HNO3 в соответствии с ГОСТ 9.907‒2007 [27].

 

Результаты и обсуждение

Значения стационарных потенциалов Eст коррозионностойких сталей 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т (с покрытиями и без покрытий) и алюминиевых сплавов 1163, В95, 1933 в 3%-ном растворе NaCl представлены в табл. 1 и 2.

 

Таблица 1

Значения стационарных потенциалов коррозионностойких сталей

и алюминиевых сплавов без покрытий

Металл

Стационарный потенциал Ест±0,02, В

Сталь 08Х18Н10

–0,03

Сталь 12Х18Н10Т

–0,05

Алюминиевый сплав 1163

–0,62

Алюминиевый сплав 1933

–0,68

Алюминиевый сплав В95

–0,67

 

Таблица 2

Значения стационарных потенциалов коррозионностойких сталей

с гальваническими покрытиями

Металл

Покрытие

Стационарный потенциал Ест±0,02, В

Сталь 08Х18Н10Т

Сталь 12Х18Н10Т

Ц9.хр

‒0,98

Кд9.хр

‒0,72

Ц-Н(85)9.хр

‒0,84

О-Ц(80)9.хр

‒0,88

Ц4.О2.т.хр

‒0,89

Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр

‒0,91

 

Установлено, что стационарные потенциалы коррозионностойких сталей 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т без покрытий в 3%-ном электролите NaCl имеют наиболее положительные значения: ‒0,03 и ‒0,05 В соответственно. Благодаря формированию пассивной пленки на поверхности коррозионностойких сталей в нейтральных средах [28‒30], их стационарные потенциалы смещаются в положительную область. Это приводит к тому, что они становятся более электроположительными по сравнению с углеродистыми сталями (со стационарными потенциалами от –0,5 до –0,3 В) и потенциалом, определяемым равновесием Fe(II)/Fe по реакции [31]:

Fe2+ + 2e = Fe (Е0 = –0,644 В).                                          

Разница между Ест исследованных сталей и алюминиевых сплавов составила ~(600–700) мВ, что свидетельствует о склонности этих материалов к контактной коррозии. При этом сталь будет являться катодом, а алюминиевый сплав – анодом, приводя к ускоренному окислению последнего. Этим определяется необходимость использования защитных покрытий при контакте металлов.

Значения Ест, полученные для всех исследованных покрытий на сталях, оказались более отрицательными по сравнению со значениями Ест для алюминиевых сплавов, что свидетельствует о том, что при контакте они будут являться анодами и выступать в качестве жертвенного покрытия, защищая тем самым от коррозии сплавы алюминия. Наиболее отрицательные значения Ест в 3%-ном растворе NaCl показывают цинковое покрытие Ц9.хр (–0,98 В) и гальванотермические покрытия Ц4.О2.т.хр (–0,89 В) и Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр (–0,91 В). Наиболее близкие к Ест алюминиевых сплавов значения, а значит, потенциально более низкую склонность к контактной коррозии имеют кадмиевое Кд9.хр (‒0,72 В), цинк-никелевое Ц-Н(85)9.хр (–0,84 В) и олово-цинковое О-Ц(80)9.хр (–0,88 В) покрытия.

В табл. 3 представлены значения модуля импеданса при частоте 0,1 Гц покрытий Ан.Окс.нхр на алюминиевых сплавах до и после испытаний в КСТ.

 

Таблица 3

Значения модуля импеданса при частоте 0,1 Гц покрытий Ан.Окс.нхр

на алюминиевых сплавах 1163, 1933, В95 до и после испытаний в камере соляного тумана

Алюминиевый сплав

с покрытием Ан.Окс.нхр

Модуль импеданса, МОм/см2

до испытаний

после испытаний (1920 ч)

1163

601,99

40,18

1933

291,76

0,07

B95

1163,10

0,29

 

Проведенные исследования показали, что анодно-оксидные покрытия обладают высокими защитными свойствами, так как препятствуют переходу электронов между алюминиевым сплавом и другим контактным металлом. Однако со временем происходит значительное уменьшение значения модуля импеданса на несколько порядков, что свидетельствует о снижении защитных свойств за счет выщелачивания наполнения пленки. Следует отметить, что покрытие Ан.Окс.нхр может повреждаться также за счет механического воздействия, приводящего к образованию царапин, трещин, эрозии при взаимном трении с крепежными элементами. В таком случае коррозионные процессы будут активно протекать в местах повреждения анодно-оксидного покрытия, так как площадь катода (стали) будет значительно превышать площадь анода (алюминия). При определенных условиях образующиеся продукты коррозии могут вызывать внутренние напряжения, способствующие трещинообразованию и/или разрушению защитного покрытия, приводя к дальнейшему распространению коррозионного процесса. Наличие анодного покрытия на стали при контакте позволит избежать интенсивной коррозии алюминия в местах повреждения покрытия Ан.Окс.нхр.

Оценку защитных свойств гальванических покрытий на стальных образцах проводили с помощью графического анализа, основанного на построении и интерпретации АПК и КПК.

На рис. 2 изображены АПК и КПК для образцов из алюминиевых сплавов 1163 (а, б), 1933 (в, г), В95 (д, е) и сталей 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т с исследуемыми покрытиями.

На рис. 3 представлено графическое определение потенциала контактной коррозии (Ек.к) и плотности тока коррозии (iк.к) для системы, состоящей из сплава Sn‒Zn и алюминиевого сплава 1163. Полученные таким образом значения Ек.к и iк.к для исследованных контактных пар представлены в табл. 4.

 

Рис. 2. Анодные (АПК) и катодные (КПК) поляризационные кривые в координатах lgiЕ (х.с.э. ‒ электрод сравнения)

 

 

Рис. 3. Определение потенциала контактной коррозии Ек.к и плотности тока контактной коррозии iк.к (х.с.э. ‒ электрод сравнения)

Таблица 4

Значения потенциала контактной коррозии Ек.к

и плотности тока контактной коррозии iк.к контактных пар

Покрытия

на сталях 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т

Значения показателей для алюминиевых сплавов

1163

1933

В95

Eк.к±0,02,

В

iк.к,

мкA/см2

Eк.к±0,02,

В

iк.к,

 мкA/см2

Eк.к±0,02,

В

iк.к,

мкA/см2

Кд9.хр

–0,82

17,0*

–0,75

1,90*

–0,72

0,93

Ц9.хр

–0,95

20,90

–0,96

17,00

–0,96

3,98

Ц-Н(85)9.хр

–0,86

1,74*

–0,81

10,50

–0,83

2,69

О-Ц(80)9.хр

–0,86

1,91

–0,81

10,00

–0,85

2,57

Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр

–0,90

14,10

–0,90

14,80

–0,91

2,70

Ц4.О2.т.хр

–0,89

12,60

–0,89

14,10

–0,91

2,70

*Алюминиевый сплав является анодом.

 

Согласно полученным данным, большинство рассмотренных покрытий являются анодами по отношению к алюминиевым сплавам. Наиболее близкие значения к потенциалу коррозии Екор алюминиевых сплавов 1933 и В95 среди анодных покрытий имела система Ц-Н(85)9.хр (рис. 2, в, д), в случае со сплавом 1163 их значения Екор практически совпадали (рис. 2, а).

Величина плотности тока в общем случае ‒ это показатель скорости коррозионного процесса, что является следствием закона Фарадея. Согласно полученным данным, наименьшими значениями плотности тока контактной коррозии обладают покрытия цинк-никель (Ц-Н(85)9.хр), олово-цинк (О-Ц(80)9.хр) и кадмиевое (Кд9.хр) (в контакте со сплавом В95). Однако следует отметить, что в двух других случаях покрытие Кд9.хр в контакте с алюминиевыми сплавами 1163 и 1933 являлось катодом и не подходило в качестве жертвенного покрытия.

Окисление гальванических покрытий происходит по сложному механизму, поэтому в процессе эксплуатации может меняться характер контактной коррозии. На рис. 4 в линейных координатах представлены АПК стальных образцов с покрытиями, на которых видно наличие нескольких пиков анодного окисления, заканчивающихся вторичной пассивацией. При потенциалах >100 мВ наблюдается резкое увеличение плотности тока, в данной области потенциалов происходит полное растворение покрытия согласно справочным данным по реакциям:

Zn2+ + 2e = Zn (Е0 = –0,96 В);

Ni2+ + 2e = Ni (Е0 = –0,45 В);

Sn2+ + 2e = Sn (Е0 = –0,33 В);

Sn4+ + 2e = Sn2+ (Е0 = ‒0,05 В).

Однако при этом растворение подложки наблюдается при более положительных потенциалах (табл. 5). В большинстве случаев полное растворение рассмотренных покрытий осуществляется при более положительных потенциалах, нежели потенциал Ест для алюминиевых сплавов. На АПК гальванотермического покрытия (рис. 4) имеются пики анодного окисления при потенциалах –750, –470 и –280 мВ. Положение пиков указывает на процесс селективного растворения цинка из фаз с различным содержанием данного металла. По мере протекания процесса будет происходить постепенное обезлегирование поверхности по цинку, и потенциал на поверхности покрытия будет смещаться в положительную область, увеличивая защитные свойства покрытия.

 

Рис. 4. Анодные поляризационные кривые в линейных координатах для образцов с покрытиями сплавами олово-цинк, цинк-никель и многослойным гальванотермическим покрытием (х.с.э. ‒ электрод сравнения)

 

Таблица 5

Значения потенциалаперепассивации для сталей 12Х18Н10Т, 08Х18Н10

и гальванических покрытий

Металл

Покрытие

Потенциал перепассивации Епер, В

12Х18Н10Т

Без покрытия

0,52

08Х18Н10

0,39

12Х18Н10Т

08Х18Н10

Ц9.хр

0,08

Кд9.хр

0,05

Ц-Н(85)9.хр

0,02

О-Ц(80)9.хр

0,13

Ц4.О2.т.хр

0,11

Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр

0,09

 

По результатам проведенных электрохимических исследований для дальнейших испытаний выбраны покрытие сплавом цинк-никель (Ц-Н(85)9.хр) и многослойное гальванотермическое покрытие (Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр).

В КСТ проведены испытания пакетов образцов из сталей марок 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т с гальваническими покрытиями и алюминиевых сплавов 1163, В95 и 1933 с покрытием Ан.Окс.нхр. Проведенные испытания в течение 2160 ч показали, что коррозионные поражения на образцах из сталей марок 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т отсутствуют, определены значения глубины коррозионных поражений алюминиевых сплавов с анодно-оксидным покрытием в местах контакта со сталью (табл. 6 и 7).

 

Таблица 6

Результаты осмотра пакетов образцов из коррозионностойких сталей с гальваническими покрытиями и алюминиевых сплавов 1163, В95, 1933 с покрытием Ан.Окс.нхр в процессе

и после испытаний в течение 2160 ч на контактную коррозию в камере соляного тумана

Сталь

Гальваническое

покрытие

Время до появления продуктов коррозии покрытия на стали, сут

Глубина коррозионных поражений алюминиевых сплавов с покрытием Ан.Окс.нхр после 2160 ч испытаний

(среднее значение), мкм

1163

В95

1933

08Х18Н10

Кд9.хр

8

51,5

69,5

41,9

Ц-Н(85)9.хр

1

16,0

17,6

14,9

Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр

4

17,5

18,3

16,3

12Х18Н10Т

Кд9.хр

8

88,7

94,8

81,1

Ц-Н(85)9.хр

1

13,5

18,8

11,5

Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр

4

20,8

19,9

21,5

Таблица 7

Внешний вид сборочных пакетов образцов из стали 08Х18Н10 с покрытием сплавом

В95 (Ан.Окс.нхр) до и после проведения ускоренных коррозионных испытаний

в камере соляного тумана в течение 2160 ч

 

Установлено, что на кадмиевом покрытии через 1 сут испытаний обесцветилась желтая хроматная пленка, а первые продукты коррозии покрытия появились через 8 сут. Первые продукты коррозии покрытия сплавом цинк-никель (Ц-Н(85)9.хр) появились через 1 сут, на гальванотермическом покрытии системы цинк-олово (Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр) ‒ через 4 сут. Таким образом, многослойное гальванотермическое покрытие системы цинк-олово обладает большей коррозионной стойкостью по сравнению с покрытием цинк-никель, однако менее всего подвержены коррозии алюминиевые сплавы, находящиеся в контакте с покрытием цинк-никель (Ц-Н(85)9.хр). Полученные результаты также подтверждаются проведенными электрохимическими исследованиями защитной способности покрытий, которые показали, что наименьшим образом контактной коррозии подвержено покрытие цинк-никель (Ц-Н(85)9.хр).

 

Заключения

Проведенные электрохимические исследования покрытий и образцов из алюминиевых сплавов 1163, В95, 1933 с покрытием Ан.Окс.нхр показали, что:

‒ значения стационарных потенциалов образцов из нержавеющих сталей 12Х18Н10Т и 08Х18Н10 в 3%-ном растворе NaCl имеют наиболее положительные значения ‒ от ‒0,05 до ‒0,03 В;

‒ наиболее близкие к стационарным потенциалам алюминиевых сплавов значения в 3%-ном растворе NaCl, а значит, потенциально более низкую склонность к контактной коррозии имели кадмиевое (Кд9.хр), цинк-никелевое (Ц-Н(85)9.хр) и олово-цинковое (О-Ц(80)9.хр) покрытия.

Проведено исследование защитных свойств покрытий на алюминиевых сплавах методом импедансной спектроскопии. Установлено, что:

‒ со временем происходит снижение защитных свойств покрытий из-за выщелачивания наполнения покрытий;

‒ самыми высокими защитными свойствами после испытаний в КСТ в течение 1920 ч обладало покрытие Ан.Окс.нхр, сформированное на алюминиевом сплаве 1163.

Проведенный анализ анодных и катодных поляризационных кривых показал, что в наименьшей степени контактной коррозии подвержены покрытия цинк-никель (Ц-Н(85)9.хр) и олово-цинк (О-Ц(80)9.хр). Вместе с тем многокомпонентные гальванотермические покрытия (Ц4.О2.т.хр, Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр) могут уменьшать свою склонность к контактной коррозии за счет селективного выщелачивания цинка и, как следствие, смещения потенциала коррозии в положительную область.

По результатам ускоренных коррозионных испытаний в КСТ пакетов образцов из нержавеющих сталей 08Х18Н10 и 12Х18Н10Т с исследуемыми электрохимическими покрытиями и образцов из алюминиевых сплавов 1163, В95, 1933 с покрытием Ан.Окс.нхр установлено, что гальванотермическое покрытие Ц4.О4.Ц2.О1.т.хр и покрытие сплавом цинк-никель (Ц-Н(85)9.хр) обладают высокими защитными свойствами: после  выдержки в КСТ в течение 2160 ч (3 мес.) отсутствуют продукты коррозии стали. Менее всего подвержены коррозии алюминиевые сплавы, находящиеся в контакте с цинк-никелевым покрытием (Ц-Н(85)9.хр).

Работа выполнена с использованием оборудования ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ.


ЛИТЕРАТУРА REFERENCE LIST
1. Ночовная Н.А., Иванов В.И., Алексеев Е.Б., Исламов Р.С. Интерметаллическое соединение Ti2AlNb – перспективный материал для авиационной и космической техники. Часть 1. Кристаллическая структура и фазовые превращения // Авиационные материалы и технологии. 2023. № 3 (72). Ст. 04. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 03.07.2025). DOI: 10.18577/2713-0193-2023-0-3-42-61.
2. Пескова А.В., Сухов Д.И., Мазалов П.Б. Исследование формирования структуры материала титанового сплава ВТ6, полученного методами аддитивных технологий // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 1 (85). С. 38–44. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-38-44.
3. Илларионов Э.И., Колобнев Н.И., Горбунов П.З., Каблов Е.Н. Алюминиевые сплавы в авиакосмической технике / под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: Наука, 2001. 192 с.
4. Антипов В.В., Клочкова Ю.Ю., Романенко В.А. Современные алюминиевые и алюминий-литиевые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 195–211. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-195-211.
5. Peng Y., Zhao J., Liu Y. et al. Galvanic corrosion between Al‒Zn‒Mg‒Cu alloy and stainless steel in the salt-spray atmosphere // Materials Chemistry and Physics. 2023. Vol. 294. Art. 127009. DOI: 10.1016/j.matchemphys.2022.127009.
6. Вахромов Р.О., Ткаченко Е.А., Попова О.И., Милевская Т.В. Обобщение опыта применения и оптимизация технологии изготовления полуфабрикатов из высокопрочного алюминиевого сплава 1933 для силовых конструкций современной авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2014. № 2. С. 34‒39. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-2-34-39.
7. Каблов Е.Н., Бакрадзе М.М., Громов В.И., Вознесенская Н.М., Якушева Н.А. Новые высокопрочные конструкционные и коррозионностойкие стали для аэрокосмической техники разработки ФГУП «ВИАМ» (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 1 (58). С. 3–11. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-3-11.
8. Ruiz A.G., Jimenez-Gonzalez E., Canoc E. et al. The corrosion products in a carbon steel/aluminum alloy galvanic couple under thin electrolyte films: An efficient model // Electrochemistry Communications. 2019. Vol. 104. Art. 106485. DOI: 10.1016/j.elecom.2019.106485.
9. Matzdorf C.A., Nickerson W.C., Rincon Tronconis B.C. et al. Galvanic Test Panels for Accelerated Corrosion Testing of Coated Al Alloys: Part 1 – Concept // Corrosion. 2013. Vol. 69. Is. 12. Р. 1240‒1246.
10. ГОСТ 9.005–72. Единая система защиты от коррозии и старения. Металлы, сплавы, металлические и неметаллические неорганические покрытия. Допустимые и недопустимые контакты с металлами и неметаллами. М.: Стандартинформ, 2008. 28 с.
11. Розенфельд И.Л. Коррозия и защита металлов. М.: Металлургия, 1970. 448 с.
12. ASTM STP 576. Galvanic and Pitting Corrosion – Field and Laboratory Studies. American Society for Testing and Materials, 1974. Р. 5‒19.
13. Kucera V., Mattson Е. Atmospheric Corrosion of Bimetallic Structures // Atmospheric Corrosion. Wiley & Sons, 1982. Р. 561–574.
14. Матыс В.Г., Поплавский В.В. Устойчивость алюминия и его сплава к контактной коррозии в гальванопарах со сталями с металлическими покрытиями // Труды БГТУ: Химия и технология неорганических веществ. 2015. № 3. С. 85‒92.
15. Виноградов С.С., Никифоров А.А., Закирова Л.И., Вдовин А.И. Сравнительная оценка защитной способности гальванотермического покрытия системы цинк-олово и кадмиевого покрытия в среде хлоридов // Коррозия: материалы, защита. 2020. № 5. C. 21–29. DOI: 10.31044/1813-7016-2020-0-5-21-29.
16. Закирова Л.И., Лаптев А.Б. Свойства защитных гальванических покрытий для замены кадмия на стальных крепежных деталях (обзор). Часть 1. Морфология и коррозионная стойкость // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 3 (60). С. 37–46. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-3-37-46.
17. Лаптев А.Б., Закирова Л.И., Деговец М.Л. Свойства защитных гальванических покрытий для замены кадмия на стальных крепежных деталях (обзор). Часть 2. Водородное охрупчивание и фрикционные характеристики // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 4 (61). С. 35–40. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-4-35-40.
18. Navinsek B., Panjan P., Milosev I. PVD coatings as an environmentally clean alternative to electroplating and electroless processes // Surface and Coatings Technology. 1999. Vol. 116–119. P. 476–487.
19. Enders B., Knau B.S., Wolf G.K. Corrosion properties of aluminum based alloys deposited by ion beam assisted deposition // Surface and Coatings Technology. 1994. Vol. 65. P. 203–207.
20. Jianming X., Weijianga Z., Wolf G.K. The corrosion properties of Al/Al2O3 multilayered coatings on CK45 steel deposited by IBAD // Surface and Coatings Technology. 2004. Vol. 187. P. 194–198.
21. Закирова Л.И., Сибилева С.В., Демин С.А., Дуюнова В.А. Исследование гальванических покрытий коррозионностойких сталей для предотвращения контактной коррозии // Труды ВИАМ. 2024. № 9 (139). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 03.07.2025). DOI: 10.18577/2307-6046-2024-0-9-42-53.
22. ГОСТ 9.305–84. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Операции технологических процессов получения покрытий. М.: Изд-во стандартов, 2003. 105 с.
23. ГОСТ 9.402–2004. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию. М.: Стандартинформ, 2006. 43 с.
24. ГОСТ 9.302–88. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля. М.: Изд-во стандартов, 2001. 40 с.
25. ГОСТ 9.909–2023. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические, металлы и сплавы. Методы испытаний на климатических испытательных станциях. М.: РСТ, 2023. 12 с.
26. ГОСТ 9.308–85. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы ускоренных коррозионных испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1990. 21 с.
27. ГОСТ Р 9.907–2007. Единая система защиты от коррозии и старения. Металлы, сплавы, покрытия металлические. Методы удаления продуктов коррозии после коррозионных испытаний. М.: Стандартинформ, 2007. 19 с.
28. Жук Н.П. Курс теории коррозии и защиты металлов. М.: Металлургия, 1976. 472 с.
29. Томашов Н.Д. Теория коррозии и защиты металлов. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 592 с.
30. Лаптев А.Б., Закирова Л.И., Загорских О.А., Павлов М.Р., Горбовец М.А. Методы исследования процессов коррозионно-механического разрушения и наводороживания металлов (обзор). Часть 2. Образование пассивных пленок и сероводородное растрескивание сталей // Труды ВИАМ. 2022. № 5 (111). Ст. 12. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 03.07.2025). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-5-138-146.
31. Каблов Е.Н., Кутырев А.Е., Вдовин А.И., Козлов И.А., Афанасьев-Ходыкин А.Н. Исследование возможности возникновения контактной коррозии в паяном соединении, используемом в конструкции двигателей авиационной техники // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 4 (65). Ст. 01. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 03.07.2025). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-4-3-13.
1. Nochovnaya N.A., Ivanov V.I., Alekseyev E.B., Islamov R.S. Intermetallic compound Ti2AlNb – promising material for aviation and space technology. Part 1. Crystal structure and phase transformations. Aviation materials and technologies, 2023, no. 3 (72), paper no. 04. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: July 03, 2025). DOI: 10.18577/2713-0193-2023-0-3-42-61.
2. Peskova A.V., Sukhov D.I., Mazalov P.B. Examination of the formation of the titanium alloy VT6 structure obtained by additive manufacturing. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2020, no. 1 (58), pp. 38–44. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-38-44.
3. Illarionov E.I., Kolobnev N.I., Gorbunov P.Z., Kablov E.N. Aluminum alloys in aerospace engineering. Gen. ed. E.N. Kablov. Moscow: Nauka, 2001, 192 p.
4. Antipov V.V., Klochkova Yu.Yu., Romanenko V.A. Modern aluminum and aluminum-lithium alloys. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2017, no. S, pp. 195–211. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-195-211.
5. Peng Y., Zhao J., Liu Y. et al. Galvanic corrosion between Al‒Zn‒Mg‒Cu alloy and stainless steel in the salt-spray atmosphere. Materials Chemistry and Physics, 2023, vol. 294, art. 127009. DOI: 10.1016/j.matchemphys.2022.127009.
6. Vahromov R.O., Tkachenko E.A., Popova O.I., Milevskaya T.V. Summarizing of the experience of usage and optimization of manufacturing technology semi-fished product of high strength aluminum alloy 1933 for the primary structures of modern aircraft. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2014, no. 2, pp. 34–39. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-2-34-39.
7. Kablov E.N., Bakradze M.M., Gromov V.I., Voznesenskaya N.M., Yakusheva N.A. New high strength structural and corrosion-resistant steels for aerospace equipment developed by FSUE «VIAM» (review). Aviacionnye materialy i tehnologii, 2020, no. 1 (58), pp. 3–11. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-1-3-11.
8. Ruiz A.G., Jimenez-Gonzalez E., Canoc E. et al. The corrosion products in a carbon steel/aluminum alloy galvanic couple under thin electrolyte films: An efficient model. Electrochemistry Communications, 2019, vol. 104, art. 106485. DOI: 10/1016/j.elecom.106485.
9. Matzdorf C.A., Nickerson W.C., Rincon Tronconis B.C. et al. Galvanic Test Panels for Accelerated Corrosion Testing of Coated Al Alloys: Part 1 – Concept. Corrosion, 2013, vol. 69, is. 12, pp. 1240‒1246.
10. State Standard 9.005–72. Unified system of protection against corrosion and aging. Metals, alloys, metallic and non-metallic inorganic coatings. Permissible and impermissible contacts with metals and non-metals. Moscow: Standartinform, 2008, 28 p.
11. Rosenfeld I.L. Corrosion and protection of metals. Moscow: Metallurgiya, 1970, 448 p.
12. ASTM STP 576. Galvanic and Pitting Corrosion ‒ Field and Laboratory Studies. American Society For Testing And Materials, 1974, pp. 5‒19.
13. Kucera V., Mattson Е. Atmospheric Corrosion of bimetallic Structures. Atmospheric Corrosion. Wiley & Sons, 1982, pp. 561–574.
14. Matys V.G., Poplavsky V.V. Resistance of aluminum and its alloy to contact corrosion in galvanic couples with steels with metallic coatings. Trudy BGTU: Khimiya i tekhnologiya neorganicheskikh veshchestv, 2015, no. 3, pp. 85‒92.
15. Vinogradov S.S., Nikiforov A.A., Zakirova L.I., Vdovin A.I. Comparative assessment of the protective ability of a galvanothermic coating of the zinc-tin system and a cadmium coating in a chloride environment. Korroziya: materialy, zashchita, 2020, no. 5, pp. 21‒29. DOI: 10.31044/1813-7016-2020-0-5-21-29.
16. Zakirova L.I., Laptev A.B. Properties of protective electroplating coatings for replacement of cadmium on steel fixing parts (review). Part 1. Morphology and corrosion resistance. Aviaсionnye materialy i tehnologii, 2020, no. 3 (60), pp. 37–46. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-3-37-46.
17. Laptev A.B., Zakirova L.I., Degovets M.L. Properties of protective galvanic coatings for replacement of cadmium on steel fixing parts (review). Part 2. Hydrogen embrittlement and frictional characteristics. Aviacionnye materialy i tehnologii, 2020, no. 4 (61), pp. 35–40. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-4-35-40.
18. Navinsek B., Panjan P., Milosev I. PVD coatings as an environmentally clean alternative to electroplating and electroless processes. Surface and Coatings Technology, 1999, vol. 116–119, pp. 476–487.
19. Enders B., Knau B.S., Wolf G.K. Corrosion properties of aluminum based alloys deposited by ion beam assisted deposition. Surface and Coatings Technology, 1994, vol. 65, pp. 203–207.
20. Jianming X., Weijianga Z., Wolf G.K. The corrosion properties of Al/Al2O3 multilayered coatings on CK45 steel deposited by IBAD. Surface and Coatings Technology, 2004, vol. 187, pp. 194–198.
21. Zakirova L.I., Sibileva S.V., Demin S.A., Duyunova V.A. Investigation of electroplating of corrosion-resistant steels to prevent contact corrosion. Trudy VIAM, 2024, no. 9 (139), paper no. 05. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 03, 2025). DOI: 10.18577/2307-6046-2024-0-9-42-53.
22. State Standard 9.305–84. Unified system of corrosion and aging protection. Metallic and non-metallic inorganic coatings. Operations of technological processes for obtaining coatings. Moscow: Publ. House of Standards, 2003, 105 p.
23. State Standard 9.402–2004. Unified system of corrosion and aging protection. Paint and varnish coatings. Preparation of metal surfaces for painting. Moscow: Standartinform, 2006, 43 p.
24. State Standard 9.302–88. Unified system of corrosion and aging protection. Metallic and non-metallic inorganic coatings. Control methods. Moscow: Publ. House of Standards, 2001, 40 p.
25. State Standard 9.909–2023. Unified system of corrosion and aging protection. Metallic and non-metallic inorganic coatings, metals and alloys. Test methods at climatic test stations. Moscow: RST, 2023, 12 p.
26. State Standard 9.308–85. Unified system of corrosion and aging protection. Metallic and non-metallic inorganic coatings. Accelerated corrosion testing methods. Moscow: Publ. House of Standards, 1990, 21 p.
27. State Standard R 9.907–2007. Unified system of corrosion and aging protection. Metals, alloys, metallic coatings. Methods of removing corrosion products after corrosion testing. Moscow: Standartinform, 2007, 19 p.
28. Zhuk N.P. Course in the theory of corrosion and protection of metals. Moscow: Metallurgiya, 1976, 472 p.
29. Tomashov N.D. Theory of corrosion and protection of metals. Moscow: Publ. House of the USSR Academy of Sciences, 1959, 592 p.
30. Laptev A.B., Zakirova L.I., Zagorskikh O.A., Pavlov M.R., Gorbovets M.A. Methods of in-vestigation of the processes of corrosion-mechanical destruction and hydrogenation of metals (review). Part 2. Formation of passive films and hydrogen sulfide cracking of steels. Trudy VIAM, 2022, no. 5 (111), paper no. 12. Available at: http://www.viam-works.ru (accessed: July 03, 2025). DOI: 10.18577/2307-6046-2022-0-5-138-146.
31. Kablov E.N., Kutyrev A.E., Vdovin A.I., Kozlov I.A., Afanasyev-Khodykin A.N. The research of possibility of galvanic corrosion in brazed connections used in aviation engine construction. Aviation materials and technologies, 2021, no. 4 (65), paper no. 01. Available at: http://www.journal.viam.ru (accessed: July 03, 2025). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-4-3-13.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.