Архив 1932-1994 - Электронный научный журнал "ТРУДЫ ВИАМ"

Статьи

 





В выпуске помещены статьи по легким сплавам, технологии металлов, неметаллическим материалам, порошковой металлургии.




Сборник предназначен для инженерно-технических и научных работников научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов отрасли и смежных отраслей промышленности.











1.
УДК 621.78:669.721.5
В. М. Бабкин, И. В. Смирнова, Г. Э. Кашерининова
Особенности упрочняющей термической обработки сплава МЛ5, отлитого под давлением.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с. 5-11 (ВИАМ).

Изложены закономерности изменения структуры, механических свойств и электросопротивления сплава МЛ5, отлитого под давлением и в землю, при различных режимах термообработки. С учетом специфики отливок, полученных литьем под давлением, предложен ряд сокращенных режимов закалки и старения. Ил. 6. Табл.1.

   


2.
УДК 669.721.5:621.78.002.25
В. В. Крымов, И. А. Заварзин, И. С. Щербакова, З. К. Ганышина, В. В. Войтенко, Г. И. Спирякина
Исследование двухступенчатых режимов старения литейного магниевого сплава МЛ*.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с. 11-14 (ВИАМ).

Методами математического планирования эксперимента изучено влияние двухступенчатого старения на сплав МЛ8 системы Mq-Zn-Zr в широкой области изменения температурно-временных параметров. Применение двухступенчатого режима позволило в 1,5 раза сократить время старения сплава при сохранении механических свойств на уровне полученных при стандартном режиме старения. Коррозионная стойкость сплава МЛ8 после одно- и двухступенчатого режимов старения аналогична. Табл. 1

   


3.
УДК 669.295.5.:621.791.052
Е. А. Борисова, Н. И. Кириченко, Е. С. Силкина, К. Х. Измайлова
Механические свойства листов и плит из сплавов ВТ5-1К и ВТ6С и их сварных соединений при криогенных температурах.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.14-20 (ВИАМ).

Показано, что сплав ВТ6С, по прочности при 20 превосходящий на 100 Мпа сплав ВТ5-1К, имеет высокую пластичность как при 20℃, так и при -196℃, несколько уступая последнему по этому показателю при -253℃. Прочность сварных образцов из этих сплавов для сплава составляет ~0,95 от прочности основного материала во всем интервале исследованных температур, за исключением -253℃ - ВТ5-1К
(/=0,82).
Показано некоторое преимущество сплава ВТ5-1К как по остаточной прочности, так и по значениям. Табл. 1. Ил. 5. Библ. 4 назв.

   


4.
УДК 669.715.5:621.741
В. М. Лебедев, Л. В. Швырева, А. И. Николаева, Н. Р. Никитина
Влияние длительных нагревов на структуру и механические свойства литейных алюминиевых сплавов.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.21-27 (ВИАМ).

Показано влияние нагревов при 150-300℃ продолжительностью 100-2000 ч на механические свойства и структуру сплавов АЛ19, ВАЛ10, ВАЛ14 при 20℃ и температурах нагрева. Ил. 6. Табл. 3.

   


5.
УДК 621.745.5
В. А. Гузенков, Л. Н. Белянчиков, В. А. Горин, А. А. Кулагин, Г. И. Доронин, В. Г. Семенов
Формирование слитка во вращающейся изложнице при вакуумном плазменном переплаве с промежуточной емкостью.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.28-32 (ВИАМ).

Обоснована возможность применения метода вакуумного плазменного переплава с промежуточной емкостью для формирования слитка с мелкой равноосной структурой в неохлаждаемой вращающейся изложнице. Показано, что основными факторами, влияющими на качество слитка, являются отношение мощности дуги к приведенному диаметру, скорость наплавления слитка, положение сливного носка относительно центра изложницы, а также частота ее вращения. Оптимальное сочетание данных факторов обеспечивает получение качественного слитка с мелкозернистой равноосной структурой. Ил. 1. Табл. 2.

   


6.
УДК 669.295.5:539.37/38
Б. Д. Житников, Е. И. Разуваев, В. Д. Самсонов
Влияние режимов правки на свойства лопаток из титановых сплавов.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.33-44 (ВИАМ).

Приведены результаты исследований по определению оптимальных режимов правки лопаток ГТР из титановых сплавов. Показано, что свойства лопаток из исследованных материалов зависят от режимов правки. Оптимальные режимы правки позволяют получать лопатки с высокими механическими свойствами. Ил. 2. Табл. 2.

   


7.
УДК 621.74.04:669.018.44
Ю. А. Бондаренко, В. А. Панкратов, В. А. Сурова, О. М. Мартюшова, Т. И. Харюткина
Направленная кристаллизация сплавов типа ВКЛС в печи УВНЭС-3.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.44-52 (ВИАМ).

В статье рассмотрены условия направленной кристаллизации, необходимые для получения композиционной структуры в охлаждаемых лопаток ГТД из жаропрочных эвтектических сплавов. Приведены основные технологические параметры процесса получения отливок в печи направленной кристаллизации с жидкометаллическим охлаждением. Предложенная технология позволила получить отливки охлаждаемых лопаток различных конструкций. Показано, что составная лопатка ГТД является наиболее технологичной по своей конструкции для формирования в ней композиционной структуры. Ил 6. Табл. 1. Библ. 4 назв.

   


8.
УДК 678.84
В. Н. Шелгаев, Я. И. Миндлин, Н. Б. Белякова, И. А. Лилиенберг
Повышение термостойкости полиорганосилоксанов производными хлорфосфазена.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.53-60 (ВИАМ).

Исследовано влияние одного из производных хлорфосфазена – аминоэтоксифосфазена на процесс отверждения некоторых органосилоксанов и их свойства. Установлено, что введение этого соединения значительно ускоряет превращение (расход) реакционных групп, по которым идет отверждение органосилоксана. На основании экспериментальных данных установлено, что органосилоксаны, отвержденные в присутствии добавки, имеют более регулярную структуру сетки и меньшую дефектность, чем и объясняется их более высокая термостойкость.

   


9.
УДК 669.295.5:621.775.7:621.78
В. Н. Моисеев, Н. В. Малеева
Влияние термической обработки на структуру и свойства сплава ВТ22, полученного методом порошковой металлургии.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.61-67 (ВИАМ).

Рассмотрено влияние параметров компактирования гранул (температура) и режимов термической обработки после ГИП на механические свойства при растяжении сплава ВТ22 (порошковый вариант). Установлено, что компактированный из гранул сплав ВТ22 может обеспечить следующие механические свойства: σв≥120 кгс/мм2,

   


10.
УДК 669.2/8…8:543.42
С. Т. Телевный, Г. Т. Озембловская, В. П. Мигунов, В. Ф. Лыкова
Микрорентгеноспектральные исследования уплотнительных покрытий системы Ni-Cr-Al-Y.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.67-75 (ВИАМ).

Приведены результаты Микрорентгеноспектральных исследований уплотнительных материалов системы Ni-Cr-Al-Y. Определен характер взаимодействия покрытий с подложками, состав фаз и распределение элементов в напыленном слое и зоне взаимодействия. Ил. 3. Табл. 3. Библ. 3 назв.

   


11.
УДК 669.715'834'35:621.775.7
И. Н. Фридляндер, М. Г. Степанова, О. И. Алексеева, Ю. Н. Алексеев
Порошковые сплавы системы Al-Zi-Cu.
Вопросы авиационной науки и техники. Авиационные материалы. Вып. 2, 1987, с.75-84 (ВИАМ).

Исследованы сплавы системы Al -Li , содержащие 1,5; 3; 5 или 8% Сu , а также с добавками Zg , Ti , Мn и Мg. Изучены механические свойства и структура прессованных полос из литого и порошкового сплава, а также влияние термической обработки (режимы старения) на уровень свойств и структуру. Ил. 5. Табл. 3. Библ. 4 назв.