Архив 1932-1994 - Электронный научный журнал "ТРУДЫ ВИАМ"

Статьи

 







1.
УДК 629:620.197
А. Д. Жирнов
Противокоррозионная защита самолетов и вертолетов в различных климатических условиях.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 5-10.

Рассмотрены причины коррозии летательных аппаратов и показана необходимость комплексной защиты от коррозии самолетов и вертолетов на всех этапах – от конструирования до эксплуатации. Анализируется мероприятия по защите на каждом этапе.
Даны рекомендации по металлическим материалам, сочетающим высокие прочностные характеристики и высокую коррозионную стойкость. Большое внимание уделено герметизации зазоров и защите от гальванической коррозии. Указано на необходимость профилактического ухода за летательными аппаратами в процессе эксплуатации.

   


2.
УДК 629.7.03: 620.193.471.2
Э. М. Шитова, С. Н. Панина, О. М. Берденкова
Исследование возможности увеличения сроков хранения изделий, работающих на синтетических маслах.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 10-14.

Исследована возможность продления сроков хранения изделий с синтетическими маслами без их закладки на длительное опытное хранение.
Описаны методы ускоренных испытаний масел, позволяющие учитывать воздействие факторов, имеющих место в реальных условиях хранения техники, на процессы взаимодействия металлов с маслами; приведены результаты испытаний с помощью этих методов конкретных масел в контакте с металлическими конструкционными материалами.
Показано, что ряд масел, испытаний по комплексу методов ускоренных испытаний, не отличаются от эталонного масла МК-8 по степени воздействия  на материалы и защитным свойствам, поэтому сроки хранения техники с такими маслами могут быть близки к срокам хранения с маслом МК-8. Результаты испытаний по предлагаемому комплексу имеют хорошую корреляцию с результатами опытного хранения ГТД, законсервированных синтетическими маслами. Табл. 2.

   


3.
УДК 669.14.018.8-13:620.194.2
Н. А. Кривов, П. А. Ермолин, Л. Я. Гурвич, В. Б. Лащевский, Н. М. Вознесенкая, Н. П. Петровичев, Р. А. Бабанская, Л. И. Артмеладзе
Повышение сопротивления коррозионному растрескиванию штампованных деталей из стали 08Х17Н5М3.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 15-21.

Показано, что повышение температуры закалки штампованных деталей из стали СН-3 с 910 до 940oC в цикле упрочняющей термообработки увеличивает сопротивление КР более чем в 1,5 раза при сохранение требуемого уровня механических свойств.
Высокое сопротивление КР панелей из стали 08X17Н5М3 обеспечивается применением отпуска при 350oC и метода совмещенной штамповки. Ил. 1. Табл. 3 Библ. 2 назв.

   


4.
УДК 669.14.018.295-621.791.05:620.194.2
В. Б. Лащевский, Л. Я. Гурвич, Н. М. Вознесенкая, Н. С. Кожеурова, С. И. Померанцева
Влияние нагревов при 400-450oC на сопротивление коррозионному растрескиванию сварных соединений высокопрочной нержавеющих сталей.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 22-26.

Изложены результаты исследований влияния нагревов при 400-450oC продолжительностью 500 ч на сопротивление коррозионному растрескиванию сварных соединений высокопрочных нержавеющих сталей СН-3 (08Х17Н5М3). ВНС-5 (13Х15Н4АМ3), ВНС-16 (08Х15Н5МВФ) и ВНС-39 (03Х15Н40М6Т2БФ) применительно к конструкциям общеклиматического исполнения.
Изучено влияние режимов нагрева, величины действующих растягивающих напряжений, состояния поверхности на сопротивление коррозионному растрескиванию сварных соединений этих сталей.
Определены критические напряжения в сварных конструкциях выполняемых из исследованных сталей, эксплуатирующийся в общеклиматических условиях при рабочих температурах до 430oC и защищенных лакокрасочными покрытиями, Ил. 3. Табл. 2.

   


5.
УДК 669.14.018.8:620.193.27
Л. Я. Гурвич, В. Б. Лащевский, Л. И. Артмеладзе, М. И. Ермолова
Коррозионная стойкость нержавеющей стали 11Х11Н2В2МФ в морском субтропическом климате.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 26-33.

Сравнительными испытаниями коррозии под напряжением в условиях морского субтропического климата и лабораторными методами установлено, что сталь 11Х11Н2В2МФ имеет высокое сопротивление коррозионному растрескиванию (КР) в сотоянии отпуска при 680oC. Для стали, отпущенной при 300oC по отношению к условиям размещения под навесом ускоренными являются испытания в камерах соляного тумана при 35 и 20 и морского тумана при – 35. Для стали, приведенной обработкой с отпуском при 550oC в состоянии высокой склонности к КР, в тех же условиях ускоренными дополнительно являются испытания в коррозионном колесе с раствором NaCl. Соотношение времени до растрескивания стали, отпущенной при 300 и 500oC, тем больше, чем жестче испытания. Продуктом коррозии стали на открытой площадке является фазы β-Fe2O3-H2O, при испытании в лабораторных условиях основная фаза ржавчины – γ-FeOOH. Фаза β-Fe2O3 дополнительно легирована компонентами стали. Ил. 2. Табл. 4 Библ. 12 назв.

   


6.
УДК 669.715 : 620.193
В. Н. Щербаков, В. С. Комиссарова, О. А. Романова, В. Н. Бобовников, Н. Н. Аверкина, Г. К. Никишова
Влияние режимов старения и эксплуатации нагревов на коррозионную стойкость сплавов АК4-1 и Д19.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 33-41.

Исследована коррозионная стойкость листов и поковок из сплава АК4-1 и листов из сплава Д19 после различных режимов старения и эксплуатационных нагревов. Установлено, что листы из сплава АК4-1 в состояниях Т1-Т2 и после эксплуатационных нагревов обладают высоким сопротивлением коррозионному растрескиванию (КР) при удовлетворительных механических свойствах (соответствующих ТУ). Режим старения 198°С, 22 ч обеспечивает поковкам из сплава АК4-1 высокое сопротивление КР независимо от температуры деформации (330 или 440°С). Установлено, что для листов из сплава Д19 со снятой плакировкой величина σкр= 10 кгс/мм2 (что составляет 25 от σ0,2). После искусственного старения при 190°С, 12 ч сплав обладает высоком сопротивлением КР. Ил. 8. Табл. 4. Библ. 2 назв.

   


7.
УДК 621.671 : 621.315.3 : 620.197
В. П. Жиликов, В. С. Кривко, Е. П. Гаврилова, В. А. Курганова, В. В. Наймушина
Применение термоусаживаемых трубок для защиты от коррозии паянных соединений проводов.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 41-44.

Изучена возможность применения термоусаживаемых трубок (ТУТ) для защиты от коррозии паяных соединений проводов. ТУТ должны быть не коррозионно-активны по отношению к металлам, применяемым в конструкции проводов, и иметь достаточно высокою степень усадки (до50%и выше).
При испытании паяных соединений проводов оценивается стойкость незащищенного и защищенного ТУТ паянного соединения, степень защиты, а также коррозионная активность ТУТ.
Исследованные ТУТ Ф-2М, ПВХ и ТТФ-1 не являются коррозионно-активными. Трубка Ф-2М обеспечивает небольшой защитный эффект.
Для получения полных и гарантированных данных по защитному действию ТУТ необходимо проводить испытания в камерах влажности, тропической и соляного тумана. Табл. 1.

   


8.
УДК 669.721.5.018.9:621.792.053
М. А. Тимонова, Г. И. Спирякина, В. Ф. Строганова, В. В. Гуляева, Л. А. Золотарева
Подготовка поверхности и защита от коррозии клеевого соединения материала ВКМ-1.
- В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, 44-47.

Изучены способы подготовки поверхности материала ВКМ-1 (зачистка, хромирование, нанесение адгезионного слоя) и их влияние на прочностные свойства клеевого соединения, выполненного высокопрочными модифицированными клеями ВК40, ВК41, ВК36. Установлено, что лучшим способом подготовки поверхности под склеивание является хромирование в ванне 7 с последующим нанесением адгезионного слоя СПМ136, обеспечивающее высокое прочностные свойства клеевого соединения и материалы ВКМ-1. Защита от коррозии указанных клеевых соединений обеспечивается системой ЛКМ с дополнительной защитой торцев КМ и клеевого шва герметиком У-30мэс-5. Табл. 4.

   


9.
УДК 669.791.35:669.35:620.193
В. П. Жиликов, В. В. Новиков, Л. Г. Борисова, В. В. Наймушина
Влияние легирования на коррозионную стойкость припоев на медной основе.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 47-53.

Из двух бинарных систем, на основе которых построено большинство припоев на медной основе для пайки нержавеющих сталей, более коррозионностойкой является Cu-Ni, а более низкотемпературной Сu-Mn. В тройной системе Cu-Ni-Mn никель не устраняет отрицательного влияния марганца.
Наиболее приемлемой с точки зрения сочетания, сравнительного невысокой температуры плавления и достаточной коррозионной стойкости является система Cu-Ni-Zn. Серебро в рассмотренных системах практически не влияет на коррозионную стойкость припоев. Серебросодержащих припоев ВПр17 (около 20%Ag) и сплав системы Cu-Ni-Zn без серебра равноценны по коррозионной  стойкости. Ил. 5. Табл. 2. Библ. 3 назв.

   


10.
УДК 669.721.5:884.35:620.193
М. А. Тимонова, А. А. Казаков, А. И. Кутайцева, С. С. Любимова, Л. Г. Борисова, Т. С. Кабанова
Влияние легирующих элементов на механические и коррозионные свойства магнийлитиевых сплавов.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 53-59.

Исследованы сплавы Mg-14%Li, Mg-14%Li-1%Al и Mg-14%Li-2,5%Zn. Установлено, что наибольшее повышение прочности и предела текучести обеспечивает легирование алюминием, цинком, индием. При дополнительном легировании сплава Mg-14%Li-1%Al наиболее высокие механические свойства достигаются в присутствии 1-2% In. Индий также существенно повышает механические свойства сплава Mg-14%Li-2,5%Zn. Установлено, что легирующие элементы в большей или меньшей степени снижают скорость коррозии сплава Mg-14%Li в 3%-растворе NaCl и в условиях искусственного тропического климата. Исследованные сплавы не подвергаются коррозионному растрескиванию, но склонны расслаивающей коррозии (РСК), Склонность к РСК и время до возникновения  расслаивания зависят от легирующего элемента и коррозионной среды. При постоянной деформации склонность к РСК изменяется, как правило, в сторону ускорения процесса расслаивания. Ил. 5.

   


11.
УДК 621.721.5: 018.8
В. В. Тихонова, М. А. Тимонова, Г. И. Спирякина, Л. А. Золотарева, М. Б. Альтман, А. И. Марков, Г. И. Жукова
Коррозионностойкий литейный магниевый сплав МЛ20-1.
В сб.: Вопросы авиационной науки и техники Авиационные материалы. Коррозия и защита металлических материалов и конструкций. 1988, с. 59-61.

Приведены механические свойства сплава, а также результаты исследования коррозионной стойкости в различных средах. Показано влияние длительных нагревов и контактов с различными металлами на коррозионную стойкость. Даны рекомендации по защите от коррозии. Табл. 4.